55-летнего Николая Сорочука в селе Осова Костопольского района на Ровенщине прозвали Бомжем. Сам он называет себя Робинзоном. Десять лет назад мужчину выгнали из дома родители и он перебрался жить на болото.
Этой зимой они помирились. В день нашего приезда Робинзон ночевал у родителей в селе Майдан-Липенский уже соседней Волыни — две области разделяет лишь граница-канавка между селами.
— Так вы к нашему Бомжу приехали? — спрашивает 71-летний отец Николая Сергей Сорочук. — Вон он, за столом. Жрет, как свинюка!
— Ану, цыц! — отзывается с лавочки невысокий мужчина в порванном пиджаке.
Робинзон завтракает миской соленных грибов.
— Пьяница горький и ленивый. Двух жен с детьми бросил. К нам только есть приходит. Попросишь из колодца ведро воды принести, так он: "Давай деньги, принесу!" — жалуется Сорочук-старший.
Жилище Робинзона стоит на островке посреди болота. Бредем туда по колена в воде. Хату Николай построил семь лет назад. До этого ночевал под открытым небом. Дома бывал редко — ездил по заработкам.
— Строил теплотрассы в Сибири, Молдове, Беларуси. Ну, и о девушках не забывал, — подмигивает. — А еще был столяром, помощником кузнеца, верхолазом — пока не сорвался. Теперь высоты боюсь.
Хатка из кирпича-сырца закрыт. На дверях висит колодка.
— Чтобы разные придурки не лазили, — объясняет Николай. — Летом кто-то украл мой радиоприемник. Сижу теперь без цивилизации.
Избушка густо покрыта соломой. Всюду висят пучки трав. На чердаке хозяин держит сено, инструменты. Мебель из фанеры и железа сделал сам.
— У меня даже холодильник есть, — показывает фанерный контейнер у окошка. Держит в нем хлеб, кусок сала в газете и пол-литровую банку с домашней сметаной.
Сыну не звонил, потому что стыдно
— Это моя зарплата, — кивает на пищу. — Плету корзины из лозы и соснового привоя, делаю соломенные шляпы.
За хатой у Николая есть огород. Выращивает рассаду капусты на продажу и свеклу. Летом собирает в лесу чернику и грибы, которые солит в кадке. Весной цедит березовый сок.
Кирпич делает сам. Во дворе у него есть глиняная яма. К глине Николай добавляет солому, щепки. Крестьяне покупают ее на грубки и стены по 50 коп.
Рядом с хатой Робинзон построил баню и туалет.
— Натаскал белого кирпича из села, там ферма развалилась, — машинально скручивает папиросу из газеты.
Насыпает в бумажку махорки:
— Зелье знакомый выращивает. Иногда и грязь из болота курю.
На даче Робинзон живет летом и весной.
— Зимой холодно, а осенью мокро. Но хату я утеплю, — заверяет. — Оставлю ее в наследство сыновьям.
С первой женой, Екатериной, Николай познакомился на заработках в поселке Рафаловка Володымерецкого района. Тогда ему было 30 лет. Когда родился сын Сергей — ушел от нее.
— Надоело ругаться, — объясняет. — Недавно сын приезжал, написал фломастером на заборе номер своей мобилки. Но я не звонил, потому что немного стыдно.
Вторую жену, Любу, Николай бросил в Тростянке. Женщина сама воспитывает сына Степана. Алименты Робинзон не платит.
Докуривает папиросу, примеряет засаленный зеленый галстук. Говорит, собирается на работу.
— Работаю на одну богатую семью, — объясняет. — Обещал через две недели достроить туалет. Они мне денег дадут и зерна или картошки.
С работой Робинзону не везет. Заказчики просят прийти на следующее утро.
— Айда в Майдан! — говорит он. — На Волыни люди беднее, поесть дадут, — переходит канаву между селами.
В волынском селе Робинзона принимают радо. Знакомые наливают сто грамм и дают закусить.
Председатель сельсовета Малого Мидска Ольга Шурма, 54 года, дважды в месяц посещает Робинзона. Привозит ему продукты.
— Прописан он в Майдане, но живет на нашей территории. Привожу крупы, хлеб, молоко и сметану. Иногда из райадминистрации присылают одежду и обувь.
Несколько лет назад к Робинзону попросился жить мужчина из Майдана. Но Николай ему отказал, потому что посчитал душевнобольным. Потом этого человека забрали в приют — он обморозил себе зимой пальцы на ногах и отрубил их топором.
1951, 15 апреля — Николай Сорочук родился в селе Майдан-Липненский Маневицкого района Волынской области
1969 — забрали в армию в город Керчь, Крым
1981 — женился на Екатерине
1982 — родился сын Сергей
1984 — на строительстве в селе Тростянец познакомился с Любой
1987 — у них родился сын Степан
1997 — родители выгнали Николая из дома в 2000 — построил хату на острове в селе Осова Костопольского района на Ровенщине
Комментарии