— Подождите, я хоть это платье сниму, — говорит певица 43-летняя Леся Горовая в коридоре своей киевской квартиры.
На ней льняное платье с украинским красным орнаментом. Такой же пояс. Пришла с младшей дочерью первоклассницей Зоряной с праздника Букваря.
— Хожу на праздники — я же мама, а еще артистка. Учителя просят выступить, родители — что-то сказать. Ни дня без сцены, — смеется. — А еще преподаю в детской академии искусств. Послезавтра еду с концертом в военные части в Днепропетровске, Кировограде, Кривом Роге. Жизнь расписана по минутам.
С 5 апреля Леся Горовая вместе с другими артистами ездит с концертами в мобилизованные военные части. Проект назвали "Народная филармония".
— В первые дни приезжаем петь в поселок Гончаровское Черниговской области, а у ребят нечего есть. Спят в палатках на матрасах без постели. Лекарств от простуды не хватает. Рядом 4–5-этажные казармы с выбитыми окнами, разломанными дверями.
Леся ставит на плиту кофе в турке. Достает из сумочки купленное по дороге мороженое.
— Когда по радио рассказала, что мы делаем, и оставила телефон, то два дня не умолкал. Люди просили передать еду, деньги, теплую одежду. У меня есть машина, сама ездила по Киеву — собирала сало, носки. Не могу забыть бабушку, которая дала 600 гривен. Говорит: отдайте тому, кому из солдат больше всего нужно.
Мне женщина с Донбасса звонила. Говорит: у меня свой дом, в погребе полно закрутки. Все отдала бы для армии, только бы пришли и меня защитили.
Артисты выступали в Одесской и Николаевской областях перед военными, которые переехали туда из крымского Бельбека и Севастополя.
— Они себя чувствовали хуже всего. Их угнетало, что сдали территорию без единого выстрела. Морякам не было приказа стрелять, а потом скомандовали причалить к берегу. Там их российские лодки и заблокировали. Оттуда уже не постреляешь — город близко. Говорили, что в море они могли бы отбиться.
Певица ночевала в казармах, ела полевую кашу с тушонкой.
— Нас пугали, что три часа — и российские войска с границы будут на Майдане. Но в черниговских лесах на концертах видела много военной техники, танки. Они там замаскированы и разбросаны. Все контролируется, есть разведчики. Имеют палатки, воду, баню, кухню. Электричества не было, так генератор принесли. Между деревьями колонки поставили. Ребята на земле расселись. Поешь, смотришь на них — как партизаны.
Когда после того выехали из леса, военные вылезли на что-то высокое и оттуда махали на прощание флагом. Мы остановили автобус, вышли и запели гимн. А после какого-то концерта наломили нам в благодарность сирени. Мы ее в ведре в Киев привезли.
В кухню несколько раз забегает 6-летняя Зоряна, выпрашивает у мамы мороженое. Из комнаты доносятся звуки фортепиано. Старшая 12-летняя Лида готовится к завтрашнему концерту.
— В Харькове увидели такой же патриотизм, как по всей Украине. Во время концерта командир вышел на сцену, попросил прервать песню и поименно поднял ползала. Приказал им выйти, а нам — допевать. После концерта объяснил, что ребята поехали на Славянск. Может, кому-то пела в последний раз. В патриотизме главное не кричать, а так, как эти ребята — молча встали и пошли.
Леся предлагает перейти в комнату, где есть компьютер. Показывает фотографии из концертов. На них она с другими артистами в украинских костюмах. Солдаты на концертах — при автоматах.
— Они постоянно в режиме полной боевой готовности. Даже едят с автоматом на плече. Мы их на танец приглашаем, так они с автоматами и перепоясанные лентами зарядов танцуют. Снимают автомат только на время сна. Кладут возле себя под рукой.
Во время концертов мы с ребятами строим диалог, расспрашиваем, кто откуда. Один сказал, что он из донецкой народной республики. За него командир извинялся. Говорит, это он так пошутил, хотел перед девушкой порисоваться. Он и сам потом у нас извинения просил.
А было такое, что ребята говорят: "Мы русскоязычные, но мы украинские националисты и будем сражаться за Украину к конца". Я расплакалась.
7 гитар купили спонсоры для солдат и передали через Народную филармонию. Инструменты попросили военные. Чаще всего заказывают носки, трусы, одноразовые бритвы.
Солдатам везут письма от студенток
Вместе с 10 артистами "Народной филармонии" по военным частям ездит священник украинской православной церкви Киевского патриархата отец Димитрий. Кропит солдат свяченой водой. Каждому дает крестик и икону. Исповедует прямо в поле.
—У нас еще во время концерта можно выиграть письмо от девушки. Студентки из Киевского университета культуры и искусств и Корсунского педучилища писали письма. Мы их раздали солдатам. Что там написано и есть ли обратный адрес — этого уже не знаем, — рассказывает Леся Горовая. — Такое письмо получает тот, кто споет. На Днепропетровщину повезли детские рисунки. Их заказали в школе. Дети рисовали на тему мира — свою семью, цветы, дома. Самые маленькие просто обрисовывали свои ладошки.
Комментарии
2