— Взял с собой технику, деньги и переехал в Украину, — рассказывает 30-летний Роман Юхновец из российского города Калининград. Садимся в кафе возле метро Осокорки в Киеве. В столицу перебрался в 2014-ом. Тогда впервые побывал в Украине.
Роман родился в казахстанской Астане. 13-летним переехал с родителями в Калининград. Учился в Санкт-Петербургской академии управления и экономики на "государственном управлении". С первого курса занимался оппозиционной деятельностью.
— Поддерживал левые взгляды, — продолжает. — Создал радикальную организацию красной молодежи. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно было легализоваться. Вошел в Коммунистическую партию и стал депутатом в городе Советск на границе с Литвой.
Занимался рекламой, входил в первую пятерку блогеров Калининградской области. Моя нынешняя жена Мария подписалась на меня в соцсети. Я подписался на нее. Увидел, девушка с Украины, занимается туристическим бизнесом.
В октябре 2013-го попросила разместить на моей странице ссылку на ее группу. Они организовывали туры в Киев для российской молодежи. Написал, что я же тоже российская молодежь. "Давай соберу людей и поедем к вам в Киев".
Собрались восемь. За несколько дней до выезда начался Майдан. Мария советовала отменить тур. Но я убедил.
Нас поселили в гостинице "Украина" на 13 м этаже — прямо над палатками.
Официантка приносит кофе. Роман благодарит.
— Я интересовался оппозиционными движениями, читал о революции. А тут увидел воочию. Когда вспоминаю, до сих пор дрожь берет, — говорит Юхновец. — На Майдане в живую познакомился с Марией. Привезла нас показать, что здесь происходит.
Потом вернулся в Калининград. Почувствовал: все, что там происходит, — мелочь, по сравнению с Майданом. Тянуло сюда. Прилетал раз в три недели к Маше и на Майдан.
Когда в России слышал, что здесь люди стоят за деньги, под моими пальцами горела клавиатура — доказывал всем в интернете, что это не так.
Как-то поехал делать фотографии митинга в поддержку референдума в Крыму. Увидел там всех наших чиновников. Понял, их туда согнали. Были там и члены Компартии. Стояли с флагами и кричали "Крым наш".
Я сделал 20 фото и сел в машину. На следующий день сдал партийный мандат.
Утром проснулся с мыслью, что нужно отсюда уезжать. В конце мая, за день до президентских выборов в Украине, взял один чемодан и рюкзак и переехал в Киев. Был в вагоне один с российским паспортом. В то время как раз запретили въезд в Украину мужчинам до 60 лет. 40 минут на украинской таможне просматривали мои вещи. Когда увидели на ноутбуке наклейку с Януковичем в клетке, спросили, был ли на Майдане. Ответил — да. Таможенники подобрели и пропустили.
В Киеве Роман Юхновец снял квартиру на Шулявке. Затем переселился на левый берег — ближе к будущей жене.
— Труднее всего было с видом на жительство, — говорит Юхновец. — Согласно правилам, через три месяца должен выезжать из Украины. Еще три месяца быть за ее пределами. Труднее всего мое отсутствие далась девушке. Когда вернулся, решили пожениться.
В феврале 2015 года мы с Машей расписались. Сразу сели на поезд и пересекли границу с Беларусью, чтобы въехать в Украину в новом статусе. Свадебное путешествие было до Гомеля.
Роман подал на гражданство Украины. Ожидает результата. Дистанционно работает заместителем руководителя по развитию британской цифровой компании. Регулярно навещает родителей и брата в России. В Украине имеет дядю и двоюродную сестру. Здесь родились его дед и бабка по материнской линии.
Читает 10 стихов перед сном
— В Украине люди проще и более открытые, — говорит Роман Юхновец. — Через 5 минут знакомства могу с человеком говорить на любую тему.
В новостях больше говорят о внутренних проблемах, а в России — о внешних. Украинцы обсуждают своих политиков, тарифы, а россияне — конфликты в Украине и Сирии.
Некоторых друзей заблокировал в социальных сетях, потому что начали агрессивно себя вести. Их нельзя убедить, что здесь все нормально. А не так, как им показывают по телевидению. Других друзей привез в Украину, Киев показал, завел в ресторан. Объяснил, здесь не едят младенцев и снегирей, а за русский язык не расстреливают.
Через несколько месяцев после переезда Роман начал понимать украинский. Но пока не говорит — боится коверкать слова.
— Недавно гостил у бабки жены, — продолжает. — В серванте у нее стоит куча книг. Достал красивую черную. Начал читать. Оказалось — поэзия Ивана Франко.
Не понимал значения многих слов, но понравилась мелодика стихов. Иногда читаю по 10 стихов перед сном.
Слушаю "Океан Эльзы". Качество музыки в Украине гораздо выше, чем в России. Там музыка держится на попсе. Здесь развиваются различные жанры.
Люблю закарпатскую кухню. Особенно — бограч (суп с большим количеством мяса, сладкого перца и помидоров. — ГПУ). Теща часто готовит голубцы и борщ.
Россияне уважают украинскую кухню, потому что вкусная и сытная. В Москве было кафе "Тарас Бульба". После начала конфликта заведение переименовали, но оставили. Потому что имеет большой спрос. В Калининграде есть ресторан "Борщ и сало".
Комментарии