- В воде теплее, чем на улице. Больше всего мерзнут уши и все, что ниже пояса, - говорит столичный морж 29-летний Александр Марчук. - От ледяной воды тело бросает в жар. Чтобы хозяйство не обморозить надо купаться без трусов. Белье моментально прилипает к телу.
На столичном Гидропарке на Крещение, 19 января, в Днепре купается человек 50.
Александр пришел с женой Олесей. Мужчина голышом забегает в реку, крестится и трижды садится в воду по шею. На левом плече у него татуировка льва. Олеся ждет мужа на берегу в купальнике и шубе, держит халат и большое банное полотенце. Босыми ногами топчется на покрытом снегом песке. На улице - 7°С. Температура воды +1°С.
- Чтобы поддержать Сашку, я сама разделась, но прыгать в этом году не буду. Я на третьем месте беременности. Гинеколог запретила купаться в проруби. До этого четыре года моржевали вместе.
Александр обтирается снегом, скачет то на левой, то на правой ноге, качает головой, чтобы из ушей повытекала вода.
- Чтобы в прорубь на Крещение прыгать, надо еще с лета закаляться. Обливаться в душе холодной водой маловато. Надо с ноября по февраль дважды в неделю на улицу выходить босым. А перед Крещением неделю босиком бегать. Ноги закаляют весь организм. В воде нельзя оставаться больше 2 минут. Не заходите дальше, чем на 2-3 метра от берега. Если судорога руки-ноги отнимет, назад не выберетесь. Еще ни один морж не умер от инфаркта, потому что холодная вода нормализует работу сердца.
Супруги одеваются. Александр до метро идет босиком. В руках несет 5-литровую бутылку с днепровской водой. Она желтая и мутная.
- Пить не будем, но дом покропим и в ванну нальем. Если ею уши и глаза мыть, эта вода зрение и слух возвращает. От нее раны быстрее заживают и синяки сходят.
У входа в метро святой водой торгуют двое бородачей в черных рясах. За 1,5 л воды берут 5 грн. Двое мужчин в дубленках подносят им наполненные водой 20-литровые кастрюли. Священники в каждую из них опускают крест. В пластиковые бутылки разливают кружками через лейку. Из какой они церкви и какой патриархат представляют, не говорят. Говорят, торговать святой водой им позволила милиция.
Шесть пенсионерок раздеваются на пляже возле Венецианского моста. В воду заходят в белых ночных рубашках.
- С 2003-го ходим вместе на Крещение купаться, - Нина Петровна на берегу кутается в махровое полотенце. - В этом году не дожила до праздника только Лера Ивановна. У нее был муж военный, так он ей крови попил. В 2004-ом она крещенской водой инфаркт вылечила. Восемь лет после приступа прожила. Но перед Новым годом попала в больницу. Какую-то вену тромб забил. 30 декабря похоронили. Ей на Михаила 78 исполнилось, а выглядела на 60. Имела дачу в Ворзеле. Пенсию ежемесячно между тремя правнуками делила. А себе деньги с дачи зарабатывала. На следующее лето хотела корову купить.
Разливают в пластиковые стаканы коньяк. Пьют за упокой подруги.
- Мы перед купанием ничего не едим, даже спиртного не употребляем. А после проруби по 50 грамм коньячка надо принять обязательно.
Из казацкой церкви Покрова Пресвятой Богородицы столичного комплекса "Мамаева Слобода" выходит в рыжей лисьей шубе киевлянка Елена Микулец, 54 года. Перед собой несет телефон-раскладушку "Бенкью cименс". По скайпу общается с сыном Ярославом, 32 года. Он с семьей живет в Буэнос-Айресе. В Киеве 14.30. В Аргентине 9.30. Женщина несет телефон к озеру Красавица, в котором купаются 12 человек.
У Славика сейчас 34 градуса жары в тени. Должны ехать купаться на океан. Внучка хотела увидеть снег. У них сейчас лето. Аня не верит, что можно, когда снег, купаться ходить, - направляет телефон к пруду.
Двое усачей заходят в воду в семейных трусах и вышиванках. Третий прыгает прямо с берега. Из-за мороза рубашка прилипает к телу. Инеем покрываются длинные белые усы и седой чуб.
- Мы с другом купаемся с 1984-го, - говорит Валентин Николаевич. – В 1986-ом перед аварией в Чернобыле плавали в Припяти. Вода там была чище, чем в Днепре. Благодаря моржеванию до сих пор живы. Реактор забрал у меня половину одногруппников, с которыми из Киева на работу в Чернобыль приехали. В этом году на день встречи с выпускниками не пойду. Остались только Света и Люба. Со Славиком по соседству живем, а с Валериком на все большие праздники и так встречаемся.
Обтираются, одеваются, идут жарить сало на костре. Желающим раздают горячий кулеш. Компания покупает по 150 г медовухи. Перед тем, как выпить, кричат "Слава Украине!", Соседняя компания горланит: "Смерть врагам!".















Комментарии