"Текливка" затонула так же, как "Титаник". Наше судно было только что отремонтировано, двигатель — после капитального ремонта, балластный насос — огромной мощности, — разводит руками 40-летний Владимир Похолок, старший механик затонувшего судна. —Безусловно, шторм в тот день был очень сильный, я такого не помню. Но корабль вполне мог его выдержать. Мы просто на что-то напоролись в воде".
Владимир большими шагами меряет свою кухню в киевской квартире. Курит одну сигарету за другой. Во время рассказа на глаза ему не раз набегают слезы.
— Я чувствовал, что выживу. И что потеряю кого-то из товарищей, — говорит Владимир.
Контейнеровоз "Текливка" затонул две недели назад в Средиземном море, за 75 миль от египетского Порт-Саида. Погибли трое из 15 членов экипажа: мотористы — 36-летний из Винницы Юрий Вацек и на год младше Владимир Скоробагач из Херсона, а также старший помощник капитана, 56-летний россиянин Александр Горохов.
Моряки думают, что борт "Текливки" пропорола затонувшая нефтебуровая вышка. Пока причины катастрофы выясняют, они разлетелись по домам: восемь — в Украину, четверо — в Россию.
С Виталием Билоусом, вторым помощником капитана "Текливки", "ГПУ" встретилась в Виннице. У 32-летнего моряка сильно побиты руки, слегка дрожат. В разговоре он делает длинные паузы:
Борт "Текливки" пропорола затонувшая нефтебуровая вышка
— "Текливка" вышла из турецкого порта Измир утром шестого марта. Загрузились без каких-либо неожиданностей. На море был шторм местами до восьми баллов. За сутки вышли в открытые воды Средиземного моря, за греческий остров Родос. Вахту несли капитан Родионов и третий помощник одессит Денис Тимофеев. Это был его первый рейс.
Восьмого марта в девять часов вечера вся команда услышала очень сильный глухой удар. Судно повело немного влево, а затем резко начало клонить на правый борт.
— Я тот удар почувствовал всем телом, — говорит Билоус. — Старпом и боцман в это время проверяли трюмы и тоннели правого борта, искали, не прибывает ли вода. Я стал готовить радиосвязь, чтобы в случае необходимости передать сигнал SOS. За какие-то пятнадцать минут наклон увеличился до 15, а впоследствии — до 20 градусов...
В таких случаях вода сначала заполняет балластные танки и выравнивает наклон корабля, что позволяет судну дольше продержаться. Но в тот вечер на "Текливке" происходило что-то непонятное: все танки, кроме одного, были сухими. Между тем правый борт все сильнее наклонялся к воде. Капитан скомандовал разослать сигнал SOS и покинуть судно.
На "Текливке" была одна шлюпка и два спасательных плота. Судно наклонилось так, что крюк, на котором держалась шлюпка, заклинило. По палубе уже нельзя было ходить. Люди теряли ориентацию, падали, ранив руки и ноги.
Для спасения оставались только плоты.
— А здесь еще и шторм усилился, — рассказывает Билоус. — Волны — до восьми метров. Поэтому плот крутился при спуске как волчок — открылся кверху дном. Палуба к тому времени была практически на уровне моря, поэтому даже прыгать в плот не пришлось.
Час моряки не могли отойти от полузатонувшей "Текливки". Контейнеровоз клонился на правую сторону все больше. Закрепленные на палубе грузы весом до 30 тонн повисли над головами людей и могли в любую секунду сорваться.
— Волны прибивали плот к борту, — продолжает Билоус. — Крепления у контейнеров трещали. Я, Тимофеев, матрос Дерин и еще нескольких человек прыгнули с плота в воду. Те, кто еще на борту сильно травмировался, остались на плоту. Мы толкали плот в воде, чтобы скорее отогнать его дальше. Не знаю как, но таки проскочили под контейнерами. Потом в темноте я с трудом нашел плот. В воде уже плавали контейнеры — как мы под них не попали, одному Богу известно. Я оглянулся назад. Система аварийного освещения на судне еще работала, и на мостике горел последний огонек от аккумулятора. Течением нас понесло от утопающего судна.
Течением нас понесло от утопающего судна
Через час-два моряки увидели контейнеровоз, шедший им на помощь. Людей на легеньком плоту накрывало десятиметровыми волнами, на голову им сыпался град, хотя говорят, что у берегов Египта его не бывает. Но страшнее всего было впереди.
— Из топливных танков "Текливки" вылилось очень много нефти. Мы все в том масле были, — продолжает Виталий Билоус. — Даже спасательных оранжевых жилетов видно не было — мы полностью сливались с черной водой. Как-то все же попали в огни прожекторов нашего спасителя. Но подняться на ту громадину так и не смогли.
Потом, часа через четыре, увидели еще одно судно. Это был южнокорейский паром-автомобилевоз "Хюндай 205". На судне нас заметили и подплыли к плоту. Оттуда бросили трапы и бечевки. Но ухватиться и лезть по ним было очень тяжело. Высота надводной части бортов — не менее восьми метров. А плот бросало вдоль судна, как будто щепку.
— Первый раз, когда мы подошли, те, кто ближе сидел к трапу, ухватились за брошенные бечевки и попробовали привязать ими плот. Но людей просто вырывало с плота. Трое из них смогли подняться на борт корабля. Четвертый, Володя Скоробогач, попробовал также. Но когда он прыгнул на трап, волна так его подбросила, что он в то же мгновенье сорвался... Больше его никто не видел... Два месяца назад у него умер отец, и мать просила не говорить ему ничего, пока он в плавании. Мы и молчали, — вспоминает Билоус. — Когда нас во второй раз прибило к борту "Хюндай 205", моторист Юра Вацек тоже ухватился за спасительную бечевку. Его просто вырвало с плота. А затем или корейцы бечевку уронили, или еще что-то случилось, но он скользнул оттуда и оказался в море. Его понесло в сторону кормы, а нас в противоположную...
Троих моряков подняли на борт "Хюндай 205" около пяти часов утра. Остальных спас утром девятого марта индийский танкер "Сироуз Джи". Когда уже поднимались на борт, Виталий Билоус потерял сознание и упал с трапа в воду вниз лицом. Он бы наверное тоже погиб, но 60-летний супер-интендант корабля хорватец Звонимир Острик опустился вниз по трапу и обвязал его бечевкой. Так его и вытянули на корабль. Когда точно так же вытягивали старпома-россиянина, рука выскользнула из бечевки и человек упал в воду. Спасти его не удалось...
Два месяца назад у него умер отец
В Шаргородском районе Винницкой области есть село Текливка. Оттуда родом моряк Василий Боровский. Сейчас он не плавает — работает исполнительным директором компании-судовладельца. С подачи Боровского построенный в Турции контейнеровоз и назвали в честь подольского села.
В Текливке и в райцентре Шаргород живут трое членов экипажа. Двое из них — это супруги, Галина и Владимир Дерины. 50-летняя женщина на корабле была коком. В ту ночь она держалась мужественно, как и все мужчины. По-женски повела себя лишь в один момент. Когда все побросали корабль, у капитана из сумки выпали какие-то бумаги. Галина их подхватила. Оказалось, то были паспорта — ее мужа и капитана. После гибели "Текливки" все, кто выжил, менять профессию не собираются. Только Галина думает, выходить ли в море.
В ХХI веке утонули
Последнее крупное кораблекрушение произошла 3 февраля этого года. В Красном море за 90 километров от египетского порта Хургада исчезло из радаров судно-паром "Салаам 98". На его борту находилось 1300 пассажиров и 100 членов команды. Спаслись почти 400 человек, 244 были найдены мертвыми, 700 пассажиров считаются пропавшими без вести. Судно так и не нашли. Его близнец — "Салаам 95" — затонул в октябре 2005 в результате столкновения с кипрским торговым судном. Погибли два человека, 40 получили ранение.
29 июля2005 года в атлантических водах возле Нигерии пассажирское судно наткнулось на подводный объект и развалилось. Около 200 человек погибли, большей частью женщины, ездившие на рынок в соседний город, и школьники.
В ночь с 25 на 26 ноября в 2003 года столкнулись два пассажирских судна на реке Конго. Погибли 800 человек.
26 сентября 2002 года у берегов Гамбии вследствие сильного шторма затонуло сенегальское судно-паром "Джоола". Тогда погибли по меньшей мере 1863 человека.
В ночь с 3 на 4 мая в 2002 года в Бангладеш паром "Салауддин-2" попал в шторм на реке Мегхна вблизи города Чандпур. 328 людей не смогли спасти.
Комментарии
1