— На улице люди мне проходу не дают. Просят вместе сфотографироваться и берут автографы, — говорит львовянин 65-летний Иван Забабаха. Он 40 лет не стрижет казацкий чуб.
21 июня Иван Забабаха приехал в Киев на празднование дня летнего солнцестояния. Вместе с родноверами идет по пешеходному мосту на Труханов остров. Он в вышитой белыми нитками рубашке, красных шароварах и таких же сапогах. За пояс заткнул пистоль и саблю. У него длинные седые усы. Седая прядь волос трижды обвернута вокруг левого уха.
— Первый раз отрастил оселедец в восьмом классе, мы тогда с родителями жили в Казахстане, — львовянин садится на траву под липой. Говорит медленно, растягивая слова. — Учителя и директор не раз делали замечание, но я их не слушал. Говорил: "Я хорошо учусь, уроки не прогуливаю, ношу школьную форму. А прическа — это мое личное дело". Они постоянно звонили родителям, но это не помогало. В конце учебного года директор собрал линейку. Взял острые ножницы и перед всей школой обкарнал мне чуб. Все каникулы я не стригся, 1 сентября пришел в школу с чубом. Школу заканчивал с такой же прической.
— Во второй раз побрить голову заставили в армии. Я выкручивался: "Грузинам можно носить усы, так почему украинцам нельзя носить оселедец? Это же тоже национальное". Но не помогло. Принудительно брили каждый месяц. Как в армии отслужил, вздохнул с облегчением. С тех пор 40 лет прическу не меняю. Стригусь сам. В парикмахерскую не хожу, потому что там не знают, как обстригать волосы, чтобы чуб не зацепить. Вчера в Киеве зашел в одну. Сидят семеро девушек и один парень. Все без работы. Спрашиваю: "Кто мне чуб сделает?". Молчат, а парень говорит: "Садитесь, я вам буду делать". Говорю: "Мне не нужно "делать", нужно сделать". Посадил меня в кресло, обмотал белой простыней и шепчет на ухо: "Честно говоря, я не знаю, как это делается". Проинструктировал его. Когда потянулся за деньгами, он сказал: "За науку денег не берут".
Иван Забабаха работал на Великомостовской шахте в городе Червоноград на Львовщине. Как вышел на пенсию, начал путешествовать.
— На Западной Украине ко мне относятся нормально. Как видят мой чуб, всегда говорят: "Вот наш парень". Недоразумения возникают в других регионах. В Одессе называют "Дедом Морозом" или "самураем". Они истории своей не знают, потому что учились на книжках о Павлике Морозове. Как-то остановился у моря. Увидел меня начальник Одесского порта и говорит: "Еще не видел, чтобы по Одессе цыгане с косичками гуляли". Возле него стоял капитан турецкого судна. Услышал такое и сказал: "Так это же ваш казак". Начальнику стало стыдно.
— Был в Англии, Франции и Германии. Там тоже знают о казаках. В Англии за прическу меня называли пиратом. Как-то иду, а навстречу мама с 3-летней девочкой. Та верещала на всю улицу. Мама увидела меня и говорит: "Вон пират идет. Будешь плакать, он тебя заберет на свой корабль. А в море акулам скормит". Девочка мгновенно замолчала.
Иван Забабаха женат не был.
— Кто захочет жить с мужчиной, которого по семь-восемь месяцев в году не бывает дома? С одной жил несколько месяцев в гражданском браке. А тогда она мне: "Нам так хорошо вместе. Давай поженимся". Пришлось отказаться, потому что не хотел калечить человеку жизнь. Другая тоже предлагала пожениться. Сказал: "Ты со мной долго жить не будешь. Мне дома не сидится, буду на волю убегать". Она ответила: "Да я готова за тобой на край света ехать". Пришлось ее разочаровать. Казаки в походы женщин с собой не берут. Украинки любят все брать в свои руки. Мне предлагали пожениться 13 раз. Всем отказывал. Да и не было мне куда жену привести — жилья своего у меня нет. Постоянно у друзей живу. Если стану беспомощным, уйду в монастырь.















Комментарии
2