Киевский художник 57-летний Сергей Якутович работал с режиссером Юрием Ильенко над фильмом "Молитва за гетмана Мазепы". Лента появилась в 2001-ом. 10 дней назад 75-летний Юрий Ильенко умер от рака.
Сергей Якутович открывает двери мастерской на ул. Горького.
— Несколько дней хожу по мастерской и плачу. С Ильенко мы познакомились, когда мне было 10 лет, — достает из холодильника воду боржоми. — Мой отец работал художником на "Тенях забытых предков", где Ильенко был оператором. Когда мне было 14, Юрий Герасимович пришел к отцу и сказал: "Одолжи сына на лето". Я нужен был для съемок "Вечера на Ивана Купала". Там работал ассистентом художника — красил коней в золотой цвет. Сыграл в эпизоде мальчика. На съемочной площадке сошелся с Михаилом Ильенко (брат Юрия Герасимовича, кинорежиссер. — "ГПУ"). Жили в селе вместе в палатке. Когда учился в Москве, снимал с Мишей квартиру.
Закуривает красное " мальборо". Перед этим долго мнет сигарету.
— Я не был другом Юрия Ильенко, он был старше на 17 лет. В детстве был влюблен в него. Он был красивый, пижонистый — настоящий москвич в джинсах, который хрустел кожной курткой. 120 раз мог присесть на одной ноге. Юра делал часы из дерева, которые шли. Держал яхту. Построил дом вокруг груши. Все, что делал, было причудливым, но практичным. Я спрашивал: "Ну, как вы иконы на рыбах рисуете?". Говорил он: "Если не понравится, можно рыбу съесть". Так мечтал о сыновьях — и родил двух по 2 метра. Не мог жить без любимой жены, хотя мучал и одну, и вторую (актрисы Лариса Кадочникова и Людмила Ефименко. — "ГПУ"). Они обе любили его. Не имел никаких старческих маразмов. Я даже предложил, чтобы сам сыграл Ивана Мазепу, но он отказался. Ильенко всегда нужен был спарринг-партнер. Этим партнером он выбирал себя. Из-за внутренней борьбы все время был раздражен на себя, поэтому вокруг искал врагов. Наибольшим врагом был сам себе. На этом основывалось его творчество.
Сергей Якутович сделал 1350 кв. м декораций к "Молитве...". Часть лежат в подвалах Киево-Могилянской академии.
— Как-то у меня сдали нервы — так громыхнул по столу, что провалил его. За неделю до окончания съемок попал в больницу с инсультом. На площадке были ужасные условия — голодно, холодно. За 20 дней мы зашили тканью большой зал во дворце Румянцева-Задунайского в селе Вишеньки на Черниговщине. Написал по ней 140 квадратных метров живописи. Мне нужно было доказать, что могу. И у него тоже было стремление доказать свою силу. Говорил: "Забирайте у Якутовича кисточки, давайте снимать кино!" — Юрий Герасимович говорил на русском с московским акцентом. Был холоден в работе. Никогда не спросит: тебе холодно, ел ли что-то. Но мог приходить в мастерскую и часами здесь сидеть — смотреть, как работаю. Думаю, ему было хорошо со мной. Когда я делал эскизы, он начинал ревновать: я тоже так хочу. При всех не говорил о гениальности другого. Потом где-то в мемуарах мог написать.
В фильме Сергей Якутович сыграл в эпизоде итальянского художника Сержио Якутелло. Герой рисовал Полтавскую битву с поля боя.
— "Молитва за гетмана Мазепу" — это неизвестно что. Но это полная свобода художника. Ильенко делал с моими декорациями что хотел. Я готовил из стекла фигуры для Крещения — кресты, кони, Мазепа верхом. Они должны были напоминать лед. Что он с ними только не делал — кровь внутрь наливал, фонтанировал идеями. Робота у Ильенко шла хорошо — потому что была семья, сыновья. Но, как любой гений, он был одинок. Когда шел по студии, представлял себя Наполеоном Бонапартом и одновременно чувствовал взгляды непонимания и нелюбви. Это его дополнительно подталкивало к борьбе.
Ленту не транслировали на телевидении. Ее запретили ввозить в Россию.
— Здесь нам не могли простить 2 миллиона гривен. Хотя не все средства отдали, да и те выдавали частями. Говорили, что высосали все государственные деньги на один фильм. В действительности эти средства Богдан Ступка с Виктором Ющенко нашли у меценатов.
Говорит, что год перед смертью режиссера не общался с Юрием Ильенко.
— У меня было свое горе — жена умерла. Приглашал его на выставки, но он — или занят, или на даче. Да и стыдно было перед ним, что пошел работать у петербуржскому режиссеру Владимиру Бортко в ленту "Тарас Бульба". Ильенко проклял этот фильм. О моем участии только сказал: "Якутович ничего не испортит". Ну представьте, как смотреть в глаза: я получил президентский орден Ивана Мазепы, а через год "Золотого орла" — наивысшую награду российской киноакадемии. Говорил Бортко: " Ильенко снимает гениальное кино, но его никто не смотрит. Я снимаю плохое, но мое смотрят все".
Комментарии
2