Киевская группа "Даха Браха" играет этническую музыку — смесь украинских, русских, грузинских, татарских, молдавских, болгарских и африканских мотивов. В центре современного искусства "ДАХ" музыканты презентовали свой первый альбом "Спокойной ночи".
Перед началом вечеринки они испытывают свои странные инструменты. Потряхивают железными погремушками, надетыми на пальцы. Бухают в многочисленные барабаны. Деревянный цилиндр, который здесь называют "источник", издает звуки, похожие на плеск воды. Его переворачивают "вверх дном", как бутылку с кока-колой.
Небольшой зал обставлен, как старая украинская хата. На диванах — пестрые коврики. На стенах маски: мужские — с соломенными усами, женские — с косами. В углу аквариум с двумя большими черепахами.
Длинноволосые девушки в темных юбках разносят пирожки, яблоки и вино. Гости рассаживаются на неокрашенные деревянные лавочки. Некоторые ходят босиком.
Студентка Яся Пруденко, 22 года, — в цветной рубашке и красной юбке в мелкие оборки. Она объясняет, что здесь принято снимать обувь или иметь с собой сменную. Яся держит пластиковый стаканчик с красным вином.
— Здесь поет моя подруга, — рассказывает. — Раньше я тоже пела, а теперь изучаю фольклор.
На подиуме появляется девочка в вышиванке — Маша Гуцалюк, 10 лет. Она готовится к выступлению вместе с "Дахой Брахой".
На лавочке сидит Машин папа Владимир, 42 года.
— Мой отец с матерью из села, — рассказывает он. — Мы любим народные песни. И голос у моей дочери — чисто украинский!
— Видите, кровавые мозоли, — показывает ладони
Он берет для дочки пирожки и минеральную воду.
"Даха Браха" начинает с песни "Спокойной ночи". Музыканты бухают в барабаны, воют, как волки, и шепчут в микрофоны. Девушки — в черных юбках. На головах у них высокие шапки из козьего меха.
Вы били ладонями по двум тамбуринам, вам не больно? — спрашиваю в антракте у Ирины Коваленко, 24 года. Иринины барабаны — керамические, обтянутые кожей.
— Очень больно, — говорит девушка. — Видите, кровавые мозоли, — показывает ладони. На них видно свежие крапинки от кровоизлияния.
Руки у музыкантов — в разных завязочках, браслетах из бисера.
— Мы называем их "хазипки", потому что выдумала их девушка по фамилии Хазипова. Так и носим этот "вымысел" на руках, — говорит Ирина.
А что символизируют ваши шапки?
— Наверное, единение с небом. Это же как антенна, — присоединяется к разговору еще одна перкусионистка Елена Цыбульская, 24 года. Щеки под теплой меховой шапкой у нее горят.
Почему в вашей одежде много черного?
— Черный цвет на самом деле означает радость. А белый — смерть, — объясняет Александра Гарбузова, 24 года, третья барабанщица.
Руководитель центра "ДАХ" Владислав Троицкий, 41 год, — в черной китайской рубашке со стоячим воротником. Еще в 70-е годы он переехал в Украину из России.
— Раньше я интересовался "чистым" фольклором, — рассказывает он. — Но людей, его воспринимающих, очень мало. И бабушек, которые пели эти песни, уже давно нет! А сочетание разных культур дает неожиданный эффект. Во всяком случае, ни одному из украинских артистов не предлагали сыграть 10 концертов в Лондоне. А нас приглашают! — хвастается.
Босоногие девушки прогуливаются по зеленому ковролину. За приоткрытыми дверями двое мужчин играют в шахматы.
Комментарии