Бывший ракетчик 65-летний Николай Нестеренко из села Будище на Черкасчине открыл дома музей советских символов. Собрал 4 тыс. экспонатов. Среди них памятник Ленину, бюст Дзержинского, Петровского и Куйбышева.
— У меня могут русские слова проскакивать, потому что 33 года прослужил в ракетных войсках, — Николай Васильевич встречает около двора в пер. Волкова. Он в красной футболке с гербом СССР.
Во дворе у ворот и калитки стоят два пограничных столба зеленого и красного цветов. Сверху прикреплен кнопками герб СССР из пластика и бумаги.
— С таких столбов начинался Советский Союз, — приглашает во двор.
На постаменте из белого кирпича стоит 2-метровый памятник Ленину. Сверкает золотистой краской. Поперек него ниже груди и выше колен видно две полосы.
— Когда в селе Рацево памятник снимали, разбили на три части. Я поехал и забрал его домой. Нанял людей, чтобы "склеить". Сам делал, и сын помогал.
В магазине ритуальных услуг заказал табличку с надписью "Ленин Владимир Ильич 22.04.1870 - 21.01.1924". Ниже написан "Чигиринский р-н, с. Рацево, 2008 г."
— Ну, такого, наверное, в Украине нигде не найдете, — Николай Нестеренко показывает на ряд высоких постаментов с бюстами Ленина, Петровского и Куйбышева. Два первых окрашены в бронзовый цвет, третий золотистого. — Ленин валялся в подвале сельской школы тоже в Чигиринском районе, а эти два из Лысянского района. Их отдал мне директор одного свинокомплекса.
На четвертом постаменте стоит черная одноколесная тележка.
— Эта тачка где-то 1920-х. Тачками с Боярки до Киева прокладывали узкоколейку. Рядом планирую установить еще какую-то ракету. Постаменты сам сооружал.
Заходим в дом. На полу в коридоре стоит еще один метровый бюст Ленина.
— Этого привезли из Дома офицеров Черкасс. Он 21 год лежал в сыром подвале. Я его почистил, подмазал. Покрыл грунтовкой и покрасил польской "снежкой". Теперь нужно поднять на второй этаж. Но весит где-то 200 килограммов. Я не подниму его. Нужно будет удавкой за шею и наверх тянуть.
Над ступеньками на второй этаж висят 16 флагштоков республик Советского Союза. Над окном — надпись "Моя Семья — СССР". На полках вдоль стены стоят экспонаты — барабан и горн, театральный бинокль, авоська, консервный ключ, 1 руб. На соседнем стенде расставлены французские духи, рижские "Ноктюрн" 1973 года по цене 35 коп., одеколоны "Спидола", "Цитрусовый", лосьон "Росинка". В каждом флаконе есть жидкость. Владелец открывает их, чтобы услышать запахи.
— Этот красный галстук в начале 1960-х носила моя жена, которая была пионеркой. Тогда она была Чугаец Мария Григорьевна. Потом пошел комсомол, флаги, дипломы, грамоты. Документы преимущественно моей родни. Здесь некоторые товары, которые изготовляли в течение 12 пятилеток. На каждом раньше ставилась цена. Ручная дрель стоила 5 рублей. Эмалированная кружка — 30 копеек. Стаканы-гранчаки — по 7 копеек.
Рядом с документами Второй мировой войны висит визитка Кантарии Мелитона Варламовича, который установил флаг победы на крыше рейхстага. На ней указаны адрес и телефон: "г. Сухуми, ул. Фрунзе, 36, кв. 29. Тел. 2 63 74".
— Где-то в конце 1970-х я с семьей ехал в поезде Москва — Хабаровск на Дальний Восток. Тогда служил в Приморском крае. А Кантария тоже направлялся в тот край. Я знал его по истории. В поезде мы были соседями по купе. Угощал меня домашним вином и грузинской водкой, чачей.
Николай Васильевич показывает довоенный патефон, дуло от немецкой винтовки с патроном.
— Нашел во дворе, когда дом купил. Может, не одного нашего солдата жизни лишило. Это кусок от зенитного снаряда. А здесь кружка, которую мой отец принес с войны. Наш род начинается с казаков. Мой трижды прадед Евстафий был полковником, — показывает записи на семейном древе. — Когда Екатерина разогнала казачество, прадед получил 300 гектаров земли под Кременчугом. Там создал хутор Нестеренки Кременчугского района. Сейчас его нет, но на картах это урочище осталось.
Николай Нестеренко с Марией Григорьевной женаты 42 года. Супруги 13 лет служили в гарнизонах ракетных войск. С ними живет теща 86-летняя Евдокия Чугаец. У Нестеренко двое детей и четверо внуков.
Комментарии
4