Ексклюзивы
пятница, 03 марта 2017 06:10

"Дают молоко и 20 гривен надбавки к зарплате"

 

- В 1980-х здесь было более 100 паровозов. Теперь видие сколько. Одни забрали, другие на металл порезали, - говорит 40-летний Валерий Полуев, председатель поселка Цветково Городищенского района на Черкасщине. Здесь расположено локомотивное депо "Цветково" - одно из пяти в Украине, которые обслуживают паровозы. Его имущество хотят перевезти в депо "Щорс" в Сновске Черниговской области. Крестьяне боятся, что цветковское депо - ликвидируют. В "Укрзалізниці" опровергают намерения закрыть предприятие.

В Цветково живут 1042 человека. Здесь работают восемь подразделений Одесской железной дороги. Среди них - машинная по ремонту колеи и железнодорожная станция. Сюда ходят на работу из соседнего хутора Чубовка.

- Наше депо - изюминка села. Здесь кино снимали. "Матч" с Сергеем Безруковым. Он у нас в баре сидел. Пивко пил. Детям на салфетках автографы ставил, - рассказывает Валерий Полуев. Чернявый, одет в черную куртку, классические брюки. Встречает в кабинете сельского совета в 100 м от железнодорожной станции. Под нее переоборудовали хату. - А еще здесь снимали фильм "Поводырь" (историческая лента Олеся Санина. - ГПУ). 100 гривен человеку в день за массовку платили. Сюда море киношников из Киева приезжают. Говорят, у нас водка дешевая. И люди играют с первого дубля. Их не надо учить, грим им делать.

Позади сельского головы на стене висит портрет президента в резной деревянной рамке и герб. На сейфе стоит советский ламповый телевизор "Оризон".

- За депо воюем с октября, - говорит Валерий Анатолиевич по пути в администрацию депо. - Гройсману письмо писали, Омеляну. Все высшие начальники боятся сказать слово. Звонить тем идиотам, которые сидят в "Укрзалізниці", нет смысла. Из шести человек - одна фамилия украинская. Сделали себе премии по 800 тысяч в год. Да, если бы был нормальный руководитель в государстве, то взял бы этого гитариста (поляка Войцеха Балчуна, директора "Укрзалізниці". - ГПУ) и бросил головой об это здание.

Наше депо производит ремонт ходовой части паровозов - колеса. Это самое важное и сложное. Если забрать отсюда паровозы, то цветковские жители все разбомбят, вытянут трубы.

Проходим мимо бывшего здания депо высотой 15 м, с большими окнами и дверями. Когда-то в нем ремонтировали технику. Теперь здесь почта.

- А то здание - это дом графа Алексея Бобринского, - продолжает. Показывает на большой розовый дом. - Он дал бесплатно землю для железной дороги. Сейчас там бригадный дом.

Паровозная стоянка ограждена высоким бетонным забором. Проходим смотровую яму для локомотивов и заходим на ремонтную базу.

- Начальнику своему позвоню. Без его разрешения не могу ничего предпринимать, - говорит 29-летний Антон. Без согласования с руководством фамилию не говорит. В депо работает третий год. До этого был частным предпринимателем. На работу ездит за 30 км из Смелы. На проезд тратит почти 700 грн в месяц.

В кабинете Антона стоят советская мебель - стол, стулья, шкаф с папками для документов. На столе лежат книги по ремонту паровозов 1960 года.

- Девять паровозов здесь в собственности Одесской железной дороги. Четыре принадлежат Ассоциации сохранения истории железных дорог. Раньше было 96, - говорит Антон. - Два локомотива рабочие. Остальные - как котельная сделаны. А случаи бывают разные. Например, отключили электричество. Два паровоза могут обогревать все Цветково.

Антон советуется с руководством по айфону. После разговора просит не фотографировать ничего, кроме локомотивов. С рабочими не общаться. В депо не пускает. Туда должны приехать активисты Ассоциации сохранения истории железной дороги.

- Давление оттуда идет, - говорит активист ассоциации 47-летний Владимир Бердников. Показывает пальцем вверх. У него длинные волосы. Из кармана джинсовой рубашки виднеются документы. С коллегами приехали из Киева. Заходим в ремонтный цех. Там стоят паровозы.

- Свои паровозы приобрели в 2008 году по завершению их эксплуатации в коммерческих целях. Планируем в Цветково сделать музей действующих образцов железнодорожной техники. Искали предприятие, где их могли бы отремонтировать. Раньше каждая железная дорога имела депо по ремонту и обслуживанию паровозов. Содержали по стратегическим соображениям на случай войны. Теперь остались лишь пять подобных депо, - рассказывает председатель ассоциации Александр Гопкало, 59 лет. Возглавляет организацию с 2008-го, со дня основания. Он - в кепке, носит очки. Одет в дубленку и брюки. - В прошлом году "Укрзалізниця" определила локомотивное депо "Щорс" основным в ремонте, обслуживании и хранении паровозов в Украине. Это значит, что все локомотивы должны быть доставлены туда.

Но в "Щорсе" нет специалистов. Когда к ним обращались в 2008 году, нам отказали в ремонте ходовой части паровоза. Похоже на схему по зарабатыванию денег на металлоломе.

Александр показывает локомотив 1949-го - единственный в Украине действующий пассажирский паровоз. На нем активисты с 2011 года возят людей в бесплатные ретротуры. Организовали 20 поездок. Паровоз покупали по цене утиля. Весит почти 80 т. На ремонт потратили три года.

На обратном пути заходим к бывшему работнику депо.

- Сначала был машинистом, постоянно ездил. Когда перешел в депо, то удивлялся, что на обед можно домой ходить, - говорит 62-летний Николай Выгинный. Ведет в гостиную. - Коллектив сразу проверял меня: "знаешь ли резьбы? В какую сторону болты откручиваются"? Пришлось за месяц перечесть все.

До 1998-го работы были много. Депо обслуживало 11 станций. На базе стояли 87 паровозов. Все рабочие. Потом много порезали. Людей стали сокращать. Кто на базар пошел, кто на станцию Шевченко, а кто запил.

На шкафу стоит деревянный паровоз длиной до полуметра с рюмками по бакам.

- Когда шел на пенсию, мне подарили коллеги, - добавляет Николай Антонович. - Еще тысячу гривень премии дали. Думал и почетного ("Почетного железнодорожника". - ГПУ) дадут, но - нет. Было обидно.

Николай Антонович проводит нас к железнодорожной станции. Билет в Черкассы стоит в кассе 16 грн. В пригородный поезд садимся вместе с машинистом Антоном Максимяком, 33 года. Мужчина ростом 2 м, улыбается. Едет после работы домой в Смелу к жене и детям.

- Был машинистом паровоза для ретротуров. Когда ехали по черкасскому мосту (мост через Днепр возле Черкасс. - ГПУ), машины сигналят - аж рыба из Днепра вылетает. После поездки неделю отмывался, сажа выходит кругом, - говорит Антон. Работает в депо 12 лет. Ездит ремонтировать поезда во Львов, Харьков, Одессу. - Домой приходишь - вены надутые. Упал в девять вечера и заснул. Дети ползают по мне, а я не слышу. Работа тяжелая. В месяц получаю 3600 гривен. Дают молоко и 20 гривен надбавки к зарплате за вредные условия труда.

Сейчас вы читаете новость «"Дают молоко и 20 гривен надбавки к зарплате"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть