"Не знаю, откуда взялась в селе эта напасть. Пропадают колодцы, сохнут. Напиться уже негде, и дождя Бог не посылает. Весной топило, а теперь сушит. Еще у соседей есть воды хоть на пол бетонного круга, а у меня сухая земля на дне", — жалуется 61-летняя Антонина Кисилюк из села Сапожин Корецкого района Ровенской области.
Три месяца назад в Сапожине стали высыхать колодцы. Теперь больше половины жителей остались без воды. Население села — 600 человек.
Антонина Ивановна живет в конце ул. Школьной, на окраине. Здесь больше всего страдают от засухи.
— Бывает, что утром наберется два-пять ведер, тем и напаиваю корову, коня. А под вечер уже пусто, — рассказывает женщина.
Проблемы с водой крестьяне списывают на погоду. Говорят, сильная засуха началась в начале лета. Колодцы мелели еженедельно, пока в нескольких из них почва совсем не высохла.
Чтобы набрать воды, люди идут к соседям, которые не держат скот. Или каждое утро занимают очередь около пожарного гидранта во дворе школы. Приезжают сюда с кадками и канистрами.
Хорошо, что у нас кадка на тысячу литров
— Хорошо, что у нас кадка на тысячу литров. После развала колхоза нам дали ее как часть пая. Трижды в неделю мой зять или муж ездят к гидранту, — говорит Антонина Кисилюк. — Потом воду выливаем себе в колодец. Но этого хватает максимум на два дня. Соседям часто кадку одалживаем. Бывает же такое, что один колодец на два-три дома. Вот люди и ссорятся.
Сельский председатель Петр Кальчук, 39 лет, говорит, что в сельсовет никто не жаловался из-за засухи.
— У меня тоже колодец не полный, но для моего хозяйства воды хватает, — говорит. — Да и люди как-то выкручиваются — нанимают трактор с кадкой, к соседям просятся.
Небольшой пруд около сельсовета совсем высох, на дне остались две лужи. На берегу пасутся овцы.
Научные работники из Национального университета водного хозяйства и природопользования в Ровно считают, что колодцы пустые из-за засухи.
— Деятельность людей здесь ни к чему. Это все природа — была затяжная жара, дождя нет, — уверяет Иван Залевский, доцент кафедры экологии. — Колодцы крестьяне выкопали неглубокие, а породы, которые залегают под ними, удерживают влагу в себе. Эта проблема в засуху характерна для юго-восточных районов области — Корецкого, Гощанского, части Ровенского.
Залевский уверяет, что после обильного дождя колодцы наполнятся на протяжении суток.
Мелиорация вылезает боком
В колодцах села Майоровка Кельменецкого района Черновицкой области вода исчезла еще семь лет назад. Там живут 90 человек.
— В советское время мелиорацию делали. Она теперь боком вылезает, — предполагает Комаровский сельский председатель Иван Телешман, 57 лет. — А еще засуха свое дает. Вода в селе появляется только после сильных дождей. Да и то немного — по два-три ведра в колодце. Еще два-три года назад люди брали воду из потока в лесу. Но и он высох. А еще делали бетонные бассейны, туда снег сбрасывали, дождевую воду сливали. То могли хоть постирать. Люди ездят по 7–10 километров в соседние села, оттуда бочками воду привозят.
Спасти ситуацию может глубинная скважина, которая бы дала возможность добраться до грунтовых вод.
— На это нужно больше 300 тысяч гривен, — говорит войт. — Я к министру экологии Георгию Филипчуку обращался. Он родом из нашего края, обещал помочь.












Комментарии