В Малехове Жовковского района на огородах кипит работа. Село расположено по соседству со Львовом, поэтому с начала весны и до глубокой осени отсюда в город поставляют огородину.
Малеховские полутора-двухэтажные каменницы красиво отделаны. Видно, что люди живут зажиточно. Дворы небольшие: землю возле дома перекопали под огороды. Весной они сплошь белые — крестьяне везде ставят теплицы или же накрывают грядки с овощами полиэтиленовой пленкой.
Секретарь сельсовета Степан Михалюк, 54 года, говорит, что Малехов и окружающие села живут в основном с огородины.
— Люди хотя и не имеют специального образования, но хорошо хозяйничают. Работают все — дети, взрослые, пенсионеры. Сами себе создают рабочие места, — не нахвалится сельский чиновник. — Урожай главным образом вывозят во Львов. Но это не выход — базары же не безразмерные. Кое-кто продает в городе на тротуарах или возле трассы. Для огородников сельсовет планирует сделать базар на окраине Львова, возле рынка "Галицкий перекресток".
Идем по селу. На огороде у дома двое мужчин плужком окучивают картофель. 50-летний Михаил Рондяк тянет за металлическую дугу, его 72-летний тесть Владимир Брик налегает на ручки плуга. 15 сотых приусадебного участка и чуть больше 30 соток поля Михаил обрабатывает вместе с женой Орисей, двумя дочерьми, сыном, зятем, тещей и тестем.
— Только земля и выручает. Жена убирает в Аграрном университете в Дублянах, зарабатывает 350 гривен, — рассказывает Михаил, облокотясь на плуг. — Я работаю менеджером в обществе с ограниченной ответственностью "Гардения", получаю 500 гривен. Старшая дочь Мария, ей 23 года, — на автозаправке, а меньшие Наталия и Михаил учатся в вузах. На все нужны деньги. Когда-то выращивали овощи только для себя, а семь лет назад начали возить на базар.
Кое-кто продает на тротуарах или возле трассы
Труд возле огородины нелегок. С 6-ти утра малеховцы копают грядки, выравнивают их граблями, сажают, полют. Вечером готовят овощи на продажу. Когда заходит солнце, поливают саженцы.
— О чистой прибыли тяжело говорить, — продолжает Михаил. — В этом году надеемся заработать тысяч восемь-десять гривен. Деньги вроде бы немалые. Но тысячи две идет на семена, селитру и другие удобрения, вещества для опрыскивания.
Жена Михаила торгует на базаре два раза в неделю. В начале мая продавала лук и редиску. За день могла наторговать 100 — 150 грн. Теперь — меньше, потому что пучок редиски стоит уже не полторы гривни, а 50 коп. Подешевел и лук. На огурцах, помидорах зарабатывают больше: 200–300 грн в день.
Михаил Рондяк считает, что самая большая беда в этом году — куда девать товар. Галицкий базар закрыли, на Привокзальном или Краковском к прилавку невозможно доступиться, потому что торговцев очень много. Сдавать оптом на "Шуваре" не выгодно: далеко ехать, а бензин дорогой.
— Заработали что-нибудь или нет, а день пропал, — присоединяется к разговору теща хозяина. — За место на рынке каждый раз почти десять гривен заплатить нужно. Хорошо, что у нас "жигуль" есть, а то стояли бы на трассе с узлами на плечах и ждали, пока кто-то не подберет во Львов.
Михаил с удовольствием водит нас по огороду. Отодвигает пленки с грядок, показывает, какая большая у него свекла, морковь, редиска. Замечаю странное растение.
— Это кустовые кабачки, они не вьются, а растут вверх. Сажаем, чтоб сэкономить площадь, — объясняет. — Для нас каждый лоскуток земли дорог. Только вырвем редиску — сеем огурцы, сорвем огурцы — сажаем салат. Между луком тискаем капусту, перец.
Подходит тесть Михаила Владимир. Вытирает руки о штаны.
— Здесь, в Малехове, земля — дефицит, — говорит мужчина. — Видите, дома один при одном стоят. А люди умудряются тоннами выращивать капусту, помидоры. А дай нам больше земли, то все бы фермерами стали! Грех иметь землю и не пользоваться этим.












Комментарии