Ежедневно 49-летняя Ольга Стасив забирает из дома 53-летнюю Стефанию Чайковскую. Вместе отправляются в центр Львова. Женщины останавливаются на углу улицы Дорошенко и проспекта Свободы и до вечера громко поют украинские песни.
— Зарабатываем так с лета 2000-го года. Сначала было очень стыдно, плакали, но беда заставила, — говорит Ольга Стасив. Женщина держит в руках старую сумку, куда прохожие бросают копейки.
Ольга немного видит, может различать подвижные объекты. Стефания совсем незрячая.
Женщины закончили Львовскую школу-интернат для незрячих N100. Подружились на предприятии, где вязали кабели к телевизорам "Электрон". Там и познакомились с будущими мужьями.
— Когда вышла замуж, всем рассказывала, что чувствую себя как у Бога за пазухой, — говорит Стефания. — А знакомая забросила: ты, деточка, у черта за пазухой. Тогда удивлялась этим словам, а теперь хорошо понимаю.
Скоро родился сын Виктор, который до сих пор холостяк, живет вместе с нами в трехкомнатной квартире. Через четыре года появился Владимир. Имеет незрячую жену и двоих дочерей, в общежитии для слепых ютится. К счастью, 9-летняя Наталия и 3-летняя Дианка видят. Я сама дома готовлю есть, иногда сын поможет почистить картошку, а так все на моих плечах, должна и постирать, и поубирать. В магазин за продуктами иду с соседями. Пенсия у меня 549 гривен. Муж имеет 289 гривен, но денег мне не дает.
Ольга после развода живет вместе с дочкой Людмилой в однокомнатной квартире малосемейного общежития. Дочь шьет одежду на фабрике "Маяк", муж — строитель, а 17-летний сын Роман учится в училище на оператор компьютерного набора.
— Пока работали, жилось неплохо, — вспоминает Стефания. — А когда "Электрон" обанкротился, несколько лет получала только пенсию, 42 гривны. Так хотелось есть, что ходила по улице желто-зеленая, от голода умирала. А Ольга говорит мне: "Идем на улицу, потому что сдохнем". Сначала пели возле Галицкого рынка, потом возле "Добробуту". Если тепло и нет дождя, идем на Южный рынок.
Ежедневно женщины поют по 50 украинских песен, российских не исполняют. Прохожие бросают копейки, угощают виноградом, яблоками, хлебом.
— Однажды какой-то пан подарил два новых махровых полотенца, — говорит Ольга. — А в июне какой-то зажиточный мужчина дал в руки 200 гривен. Аж плакали от счастья.
За три часа пения Стефания и Ольга зарабатывают около 50 гривен. Заработок тратят на одежду для себя и внуков, платят за квартирные услуги. Кое-что откладывают на еду: Стефания любит котлеты, а Ольга — холодец.












Комментарии
1