Карманное издание "Кобзаря" Тараса Шевченко издали в Женеве 10 марта 1878-го, в годовщину смерти поэта. Средства собрали и передали в Швейцарию члены киевской Старой громады.
Подготовили книжечку известные эмигранты, этнограф и антрополог Федор Вовк и публицист Антин Ляхоцкий. Содержала 19 произведений поэта без цензуры, среди них: "Мені однаково", "Сон", "Кавказ" и "Заповіт". Права на издание произведений поэта киевские громадовцы купили у семьи Шевченко на имя банкира Всеволода Рубинштейна.
Тираж в 1 тыс. экземпляров обеспечила женевская типография ученого Михаила Драгоманова. Издание имело миниатюрный формат - 85х55 мм. Он совпадал с размерами упаковки папиросной бумаги фирмы Awadi, что позволяло легко прятать книгу среди сигарет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я и жене не говорил, кому дал деньги" - как Шевченко разгневал своего спонсора
Тогда в Украине действовал Эмский указ, запрещавший печатание украинских книг и ввоз их из-за границы. За его исполнением пристально следили многочисленные имперские комитеты и цензоры, которые сразу внесли "Кобзарь" в списки зарубежных изданий, запрещенных в Российской империи. Несмотря на это, миниатюрный формат позволил провезти сборники в Украину нелегально. Уже в следующем году женевский экземпляр впервые изъяли жандармы при обысках громадовцев в Одессе.
"Понемногу собирается замученная Украины исполнить завещание великого украинца - разбить свои оковы, - писали в предисловии к изданию. - А пока самодержцы свирепствуют, как и свирепствовали. Так вот, на чужбине, на годовщину Тараса, поздравляем земляков наших сей маленькой книжечкой, какую смогли сделать. Пусть разносятся мысли Тарасовы между людьми, хоть прячась по кармашкам, как должны были прятаться и при его жизни под стелькой в сапоге".
Указ о запрете печати любых книг на украинском языке подписал российский император Александр ІІ 30 мая 1876-го. По названию немецкого курортного городка, где тогда отдыхал самодержец, указ назвали Эмским.
Новый указ ограничил печать на украинском языке оригинальных, исторических и переводных произведений и даже текстовок для нот. Запрещалось завозить украинские книги и брошюры, напечатанные в Австро-Венгрии или в других местах. Также прекратили ставить украинские спектакли, устраивать концерты. Пришло время захалявных книг и тайных кружков.
Комментарии