В семье рижского архитектора Михаила Эйзенштейна не утихали ссоры. После нескольких лет семейного ада муж наконец подал на развод с женой Юлией.
По решению суда их 11-летний сын Сергей оставался с отцом. Михаил отправил мальчика учиться в Рижское реальное училище. Но тот предпочитал бегать в театр и цирк. В 1915-м отец уговорил его поступить в Петроградский институт гражданских инженеров. Но вскоре началась революция.
Весной 1918-го Сергей пошел в Красную армию, а в сентябре уехал на фронт. В перерывах между боями он рисовал агитационные плакаты и ставил спектакли. Через два года командование отправило его в Москву учиться на переводчика. Эйзенштейн зубрил японские иероглифы, но не оставлял мечты о театре. Позже он начал работать в молодежном театре " Пролеткульт". Сергей делал декорации и ставил представления.
В 1922-м Эйзенштейн познакомился с 19-летним актером Григорием Александровым — будущим мужем Любови Орловой. Их первая встреча началась дракой. Времена были тогда голодные, и актеры брали с собой еду в театр. Как-то Ейзенштейн забыл спрятать свой ломоть черного хлеба. Александров попробовал его украсть. Ребята сцепились. В конечном итоге Гриша сознался, что два дня не ел, и Эйзенштейн отдал ему свою долю. Со временем они стали друзьями. В 1924-м режиссер снял Александрова в своем первом фильме "Стачка", который в Париже наградили серебряной медалью. Молодые люди много времени проводили вместе. Сплетничали, что Эйзенштейн был даже влюблен в Гришу.
В следующем году 27-летнему Сергею заказали фильм о восстании на броненосце "Потемкин" — к юбилею революции 1905 года. Работа продолжалась три месяца. Эйзенштейн решил снимать не профессиональных актеров, а настоящих рабочих, крестьян и солдат. Американская киноакадемия назвала ленту лучшим фильмом 1926-го, а в Париже она получила Супер-Гран-при. В 1952-м Бельгийская Синематека признала "Броненосец "Потемкин" "лучшим фильмом всех времен и народов".
В конце 1920-х Эйзенштейн с Александровым отправились в Европу и Америку, чтобы ознакомиться с техникой звукового кино.
В Берлине Сергей в первые увидел ночные клубы, напудренных юнцов и трансвестито в. Это зрелище его заинтересовало. Эйзенштейн отправился в Институт сексологии и начал изучать феномен гомосексуализма. "Наблюдения привели меня к заключению, — признавался он, — что гомосексуализм во всех отношениях — регрессия, возвращение в прошлое состояние деления клеток и зачатия. Это тупик. Многие говорят, что я — гомосексуалист. Я никогда им не был. Я никогда не испытывал подобного желания, даже по отношению к Грише, несмотря на то, что у меня есть некоторая бисексуальная тенденция, как у Бальзака и Золя, в интеллектуальной области".
Многие говорят, что я — гомосексуалист
В 1932-го Эйзенштейн вернулся в СССР. Весной 1935-го на съемках "Бежина луга" он подхватил черную оспу. От смерти его спасла 34-летняя актриса Пера Аташева. Они долгое время встречались на Чистых прудах и в ее тесной комнатке возле Кропоткинских ворот. Долгое время она подбирала ему нужные материалы для фильмов, вела переписку, делала переводы. Как-то любовники поссорились и долго не встречались. В конце концов они все-таки поженились.
В декабре 1938-го Эйзенштейн закончил ленту "Александр Невский". Ночью ему позвонили от Сталина и велели прислать картину. Вождю фильм понравился. Режиссера наградили и предложили снять трех сери йны й фильм об Иване Грозном.
За первую серию Сергей получил Сталинскую премию. Вторая так и не вышла на экраны. Возможно, в образе Ивана Грозного Сталин увидел намек на самого себя. Ленту жестко раскритиковали. А в феврале 1947-го Сталин вызывал Эйзенштейна и приказал переделать фильм. Однако выполнить прихоть вождя 50-летний режиссер не успел: ночью 11 февраля он умер от сердечного приступа.
Мозг покойного Эйзенштейна поразил медиков. Он был не просто огромным, но и выглядел, как у молодого человека, без всяких признаков старения.
Комментарии
1