
В конце сентября прошлого года 33-летний Алексей Шевчук из села Широкая Дамба Винницкого района почувствовал боль в животе. Думал, отравился химикатами на работе или надорвался, когда помогал соседке по хозяйству. Через несколько дней начал расти живот.
— Буквально на глазах он становился большим. Кожа натягивалась, как на барабане, — вспоминает мужчина.
— Словно был на четвертом месяце беременности, — говорит сестра-близнючка Алексея Ольга. — Живот не мог больше вырасти, потому что кожа не давала. Казалось, вот-вот лопнет.
Алексей испугался и пошел в больницу. Его обследовали, сделали анализы.
— Гастролога тогда не было, сказали, что в отпуске, — вспоминает Ольга. — А на УЗИ показало, что печень немного увеличена. Ну и поставили диагноз — цирроз. И что странно, потом на всех компьютерах этот диагноз подтверждался.
Алексей расстроился. Ведь цирроз считают болезнью алкоголиков.
— Я могу выпить в компании, но никогда не напиваюсь, — говорит он.
Денег на лечение у семьи не было. Шевчук зарабатывает на сезонных работах — во время посевной или уборки урожая. Удалось сэкономить 450 грн. Пришлось брать взаймы. На терапию потратили почти 2 тыс.
Местами кожа была красноватая, местами — синяя
Но мужчине становилось все хуже. За месяц похудел на 30 кг. Весил 48 кг. Живот не уменьшался, есть ничего не хотелось. Начались проблемы с сердцем — было тяжело дышать. Когда стало очевидным, что лечение не дает результата, медики собрали консилиум.
— Профессор Кадощук сразу сказал, что это не цирроз печени, — вспоминает Алексей. — Потому что цвет кожи должен быть не такой. У меня тогда она была пятнистая: местами красноватая, местами — синяя.
Врачи решили сделать полное обследование в винницком военном госпитале. Там диагностика стоит 500 грн. К тому же нужно выстоять большую очередь. Профессор позаботился, чтобы больного обследовали в тот же день, бесплатно.
— Это был настолько тяжелый больной, что его боялись из третьего этажа на второй в реанимацию перевезти, — рассказывает Тарас Кадощук, 77 лет, профессор Винницкого национального медуниверситета им. Пирогова. — Меня тогда позвали за советом. Я им сказал, что это не цирроз. В палате все загудели. Объясняю — это панкреатит. Гул только усилился.
Профессор сказал сделать анализ жидкости брюшной полости.
— По моей версии, это был сок из поджелудочной железы, разъедающий внутренние органы, — говорит он.
Версия Кадощука подтвердилась. Врачи говорят, что операция была сложной. Из живота Алексея выкачали 20 л агрессивной жидкости, которая начала разъедать внутренние органы. Собрали 3 л фибрина (желеобразное вещество, вырабатываемое организмом для защиты внутренних органов. — "ГПУ"). Но даже такое количество фибрина не могло защитить сердце от едкого поджелудочного сока. Медики боялись, что поврежденный орган не выдержит наркоза.
— Шрам вот отсюда и до сюда, — Алексей проводит рукой от груди к низу живота. — Врачи сказали, что все почистили и подлечили.
При остром воспалении может понизиться давление
Панкреатит — это острое или хроническое воспаление поджелудочной железы. Ее клетки распадаются и будто перевариваются под действием своих же ферментов.
50 лет назад случаи такого недуга фиксировали редко, — говорит Тарас Кадощук, 77 лет, доктор медицинских наук, профессор Винницкого национального медуниверситета им. Пирогова. — Сейчас — на втором месте после аппендицита и холецистита.
Болезнь имеет две формы. При острой — пациент чувствует резкую боль в верхней части желудка. Возможна рвота, понижение давления. Человека должны прооперировать максимально быстро. При хронической форме возникает боль, отрыжка. Еда не переваривается. Болезнь лечат диетой, замещающей терапией (ферменты или их аналоги), витаминами, обезболивающими.
Александра СУБОТИНА, Надежда ШТУПУН
От чего возникает панкреатит
— воспалительные процессы или камни в желчном пузыре, язва;
болезни печени или щитовидки;
"спящая" инфекция в организме;
тяжелые аллергические состояния;
избыточная еда, особенно жирная;
алкоголь, в частности суррогаты и дешевые вина
Александра СУБОТИНА
Комментарии