Львовянин Ярослав Рущишин, 39 лет, коллекционирует старые утюги. Он владелец швейной фабрики "Троттола", депутат Львовского облсовета. Коллекцию хранит в своем кабинете.
— Первые 13 утюгов мне подарили на день рождение друзья, — Ярослав показывает деревянные полки на всю стену, на которых стоят большие металлические утюги. — Я тогда уже открыл швейную фабрику. Тот подарок был символическим. А коллеги по работе решили, что я их коллекционирую. Начали дарить. Так я начал их собирать.
За шесть лет Рущишин насобирал 55 утюгов.
— Большинство из них XIX–XX веков, — говорит мужчина. — Вот эти с чугунной основой и деревянной снимающейся ручкой — самые примитивные. Их разогревали в печи. Женщины должны были десятки раз бегать от кухни к столу. А вот самый старый утюг, — снимает со стены круглую палку и узкую доску с поперечными зарубками. — На качалку женщины наматывали белье, клали его на стол, а сверху проходились доской. Такой утюг мой отец помнит.
Ярослав показывает утюги с переменными сердцевинами-пластинами, которые по очереди нагревали и вставляли внутрь. Так экономили время.
— Купил несколько лет назад на Вернисаже, — объясняет. — 50 гривен стоили. Теперь они дороже. А это угольные: внутрь клали тлеющий уголь.
Хвастается утюгами с чугунным литьем. Говорит, их делали при Австрии.
— А вот эти я называю " стали нками", — берет чугунный утюг с арматурной ручкой. — Попробуйте, какой тяжелый. Он изготовлен в 1930-х. Кажется, специально сделан так, чтобы женщины руки обжигали.
Самая большая гордость Ярослава — утюг из Марокко. Он купил его за 5 долларов на базаре. Французский штамп свидетельствует, что его изготовили в колониальные времена.
— Несколько лет назад я отдыхал на Кипре, — рассказывает. — С экскурсионной группой заехали в городок в горах. В подземном мини-магазинчике увидел четыре старых английских утюга. Как назло, не взял с собой денег. Хотел выменять на часы, но продавец отказался.
Комментарии