Завтра заработает новая стратегия развития украинской младшей школы. Нынешние первоклассники будут учиться по стандартам "Новой украинской школы".
Образовательный эксперт Виктор Громовой рассказал о главных изменениях в младшей школе.
Почему акцент на игровых элементах обучения?
Основная форма познавательной деятельности младших школьников - это игра. Надо брать на вооружение и подход: "дети могут учиться поневоле". Поэтому, например, коврики в начальной школе нужны не для сбора пыли, а для развития детей. Конечно, так будет только в случаях, если в классах будут не "бабушкины коврики", а, например, используют развивающие ковры-пазлы, ковры географические карты или ковры с дорогами, планетами Солнечной системы, зоологические ковры, которые позволяют детям невольно изучать фауну нашей планеты. Они должны быть сделаны из специальных безопасных для детей материалов.
Не ухудшит успеваемость детей отказ от оценок и домашних заданий?
- Нет. Это практикуют во многих странах уже несколько десятилетий. Если ребенка не мучить оценками и домашними заданиями, то у нее не угаснет познавательный инстинкт, заложенный от природы, она сама захочет учиться и узнавать что-то новое. И кроме того, существует же разница между оценкой и оценивание. Если не будет цифровой оценки, это не значит, что учителя не могут словесно оценить проделанную учеником работу или использовать элементы игрофикация (звездочки, смайлики и т.д.).
Мало только добавить один год обучения
Какую пользу принесут одноместные парты?
- С ними легче трансформировать пространство классной комнаты, например, для организации групповой работы. Их можно ставить в круг или сгруппировать. Но самое главное - у каждого ученика будет собственное пространство. Вспомните популярную книгу Алана Пиза "Язык телодвижений", там объясняется, что "фишка" в том, чтобы создать условия, при которых дети не будут вторгаться в личное пространство друг друга. Поэтому, одноместные парты должны стоять хотя бы на расстоянии 40 сантиметров, иначе они ничего не изменят. Если же у каждого будет свое неприкосновенное пространство, изменится манера поведения детей. Это элемент уважения к индивиду. Конечно, чтобы так было, на одного ученика нужны два-три квадрата пространства. А в наших школах 35 учеников и площадь 50 квадратов. Так какой смысл покупать одноместные парты, если их некуда поставить? При таких условиях их, в лучшем случае, придется сдвинуть как двухместные.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Без табелей и домашних заданий - эксперт рассказала о пользе "Новой Украинской школы"
22 тысячи украинских учителей первых классов прошли онлайн-курсы по повышению квалификации. На сколько они эффективны?
- Никакие курсы радикально не решат вопрос профессионального развития учителя. Это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Подготовка учителей к "Новой украинской школе" является лишь импульсом к переменам. Далее каждый сам должен работать над собой.
Чем будет отличаться образовательная база настоящего выпускника школы и того, что будет через 12 лет?
- Он сможет свободно развивать собственные таланты. Его не будут загонять в рамки. Это будет уверенный в себе украинец, который сможет реализовать себя где угодно.
Повлияет это на разгруженностью учеников?
- А вот решать проблему перегруженности учеников не так просто. Мало только добавить один год обучения. Надо и интегрированные курсы создавать (такие как курс "Наука"), и, задекларированную в новом законе "Об образовании", индивидуальную образовательную траекторию реально обеспечить, предоставив возможность выбора старшеклассникам 80 процентов содержания их образования. Или, например, задуматься, а почему в той же Германии дети отдыхают летом всего полтора месяца? Может, и нам нужна обычная для европейских стран продолжительность учебного года при которой будет рациональным распределение учебной нагрузки.
Это будет уверен в себе украинец, который сможет реализовать себя где угодно
Что изменится в обучении детей с особыми потребностями с 1 сентября?
- Мы делаем только первые шаги по внедрению инклюзивного обучения. Во-первых, не готовы материально. Скажем, в развитых странах без лифта школу с инклюзивными классами никто не открывает. Во-вторых, мы не готовы организационно. Если в классе есть дети с особыми потребностями, нужен ассистент учителя, а это дополнительные средства. Также не готов сам учитель, который должен овладеть тьюторскими компетенциями. В-третьих, не готовы родители. Многие агрессивно настроенные, так как "почему мой ребенок должен учиться с такими детьми". Сначала нужно настроить их, что инклюзия на пользу всем. И сами дети должны понимать, что нужно поддерживать слабого.
К образовательной модели которой страны тяготеет наше школьное образование?
- К сожалению, мы пытаемся создать какой-то странный гибрид. Ну нельзя же иметь такое количество учеников, как в Китае, а декларировать индивидуально ориентированное образовательное пространство как в Финляндии. Не трудно предположить, что в результате получим недееспособную структуру ( "гибрид слона и носорога"). Поэтому, нужно искать свои варианты при данных условиях, финансировании и менталитете.
Какие могут быть трудности во внедрении изменений "Новой украинской школы"? Какие опасности?
- Первая опасность - сохранение директивной системы управления. Школьное образование невозможно реформировать сверху, его можно реформировать только снизу. Главным ресурсом его реформирования является ресурс свободы педагогической мысли и действия. Если этот ресурс не задействован, если дремлющая энергия учительства не освобождена, мы "хотим иметь молоко без коровы". А так не бывает. Можно получить какую-то белую субстанцию, которая внешне будет похожа на молоко, но... Вторая проблема - крайне низкий престиж профессии учителя. Мы превратили их в профессиональных нищих. Третья - большинство родителей сейчас самоустраняются от роли активного участника образовательного процесса. Более того, под предлогом борьбы с "поборами", начало появляться агрессивная среда вокруг школы: "Я плачу налоги, поэтому обеспечьте моего ребенка такой школой, как в Финляндии". Если же реально посмотреть, какие налоги платит рядовой финн, а какие украинец, будет небо и земля. Пока в Украине не будут платить налоги на уровне Финляндии, подобная школа не появится.
Чего больше всего не хватает украинской школе?
- Больше всего - свободы педагогической мысли. В учителей не хватает представление о "счастливом учительстве". Ученикам - позитивного настроения. Как следствие, абсолютное большинство детей учатся в школах в которых отсутствует положительный эмоциональный баланс. Простыми словами, большинство детей не любят школу.
А борьба с травлей детей? В Верховной Раде зарегистрировали законопроект о штрафах за буллинг, но не приняли.
- Законопроект не сможет радикально изменить ситуацию. Что сейчас мешает дирекции любой школы побороть это явление? Есть достаточное законодательное поле для того, чтобы с этим бороться. Следует вводить другие механизмы. Например, ввести должность школьного офицера полиции в каждом учебном заведении. Такое практикуют в США. Полицейский решает целый комплекс школьных проблем, в том числе с травлей. Может арестовать дебошира. У нас эти функции переключены на рядового учителя, который не может справиться с хулиганами.
Перед началом учебного года обнародовали рекомендации по расписанию школьных каникул на новый 2018-2019 учебный год. Министерством образования и науки рекомендует учебным заведениям начать учебный год 1 сентября и отпускать учеников на осенние, зимние и весенние каникулы.
Комментарии
1