На премьеру своего фильма во Львов приехала польский режиссер 63-летняя Агнешка Голланд. В этом году ее лента "В темноте" была в пятерке претендентов на "Оскар" как "Лучший фильм на иностранном языке". 26 августа картину показали на фестивале "Кинолев".
Действие фильма происходит в оккупированном нацистами Львове. Главный герой — работник канализации и мелкий воришка Леопольд Соха. Он встречает в коллекторе группу евреев. Те через подкоп убежали из гетто, где нацисты устроили массовый расстрел. 14 месяцев Соха вместе с коллегой помогает им скрываться.
В ленте два героя-украинца. Один — полицейский Бортник, давний знакомый Сохи. Он вместе с немцами расстреливает евреев. Часто пьет, выкрикивая при этом "Будьмо!". Второй — работник мастерской при Яновском концлагере во Львове. Помогает одному из евреев попасть в концлагерь, чтобы найти подругу. Брать деньги за это отказывается.
Зал кинотеатра "Коперник" на 173 места набивается полный. Вход свободен. Зрители сносят все кресла из кафе кинотеатра. Кое-кто садится на полу. С полсотни человек внутрь не пускают.
Персонажи фильма общаются на четырех языках — польском, немецком, украинском и идиш. Просмотр длится почти 2 часа. Аплодисментов мало, зрители молча расходятся. К режиссеру подходит мужчина в белой рубашке с коротким рукавом:
— Для чего вы показываете неправду? Все гниды в вашем фильме — украинцы.
— Но так было, украинцы служили в полиции Третьего рейха. Это историческая правда, — разводит руками Голланд.
— Это были исключения. А вы показываете их как явление, — повышает голос мужчина. Режиссер отмахивается и уходит.
На улице Агнешку останавливает представитель еврейской общины Мейлах Шейхет, 59 лет. Он в черной рясе и шапочке, у него длинная седая борода.
— Вы сняли очень светлое кино, — тихо говорит. — Но для чего так много эротических сцен? Можно было это как-то скрыть.
Режиссер вместе с организаторами "Кинольва" идет в дом напротив кинотеатра. Там до оккупации жила одна из героинь фильма — Кристина Хигер. Ее воспоминания стали основой сценария. Сейчас живет в Нью-Йорке, не смогла прилететь из-за состояния здоровья. Поднимаются на четвертый этаж.
— Большинство квартир в центре в советское время переделали на коммуналки, — рассказывает соседка снизу. — Но здесь ничего не меняли. Помещение очень большое.
Дальше Голланд отправляется на ул. Валовую, где проходят другие показы фестиваля.
— Мы очень хотели снимать фильм во Львове, — рассказывает по пути. — Были здесь четыре дня. Но оказалось, что дешевле провести съемки в Польше и Берлине. Поэтому в роли Львова выступил Лодзь. Ваши канализации также не понравились. Они в ужасном состоянии, снимать там нереально. Задействовала несколько украинских актеров. Бортника играет Михал Журавски. Сам он живет в Польше, но родом из Украины.
Интересуюсь, почему в Украине до сих пор не сняли подобный фильм.
— Наверное, у вас слишком много современных проблем, чтобы браться за освещение проблем исторических.
Полицай полностью вымышлен
— Лента построена на реальных событиях, — комментирует историк Андрей Павлишин, 48 лет. — Многое изменено. Спасителей в действительности было трое, а не двое. Украинский полицай полностью вымышлен — о нем нет никаких упоминаний в воспоминаниях Кристины Хигер. В этом персонаже много неточностей. Скажем, он сидел в тюрьме. А кодекс воров тех времен не предусматривал никакого сотрудничества с полицией. Язык полицая далек от львовского межвоенного жаргона. У него много руссизмов.
— Режиссер сделала фильм из стереотипов, — говорит искусствовед 29-летняя Янина Пруденко из Киева. — Немцы бесчинствуют во Львове, фотографируются с убитыми евреями, пьянствуют. Поляки появляются как герои-спасители, полицай — обязательно украинец, евреи — как евреи. Не хватает еще американских солдат-освободителей — тогда фильм точно получил бы "Оскар".
Комментарии
235