В Музее одной улицы на Андреевском спуске, 2б 29 мая открылась выставка "Киевская тетрадь Анны Ахматовой". В экспозиции есть свидетельство о браке поэтессы и ее посмертная маска.
— Анна Ахматова окончила в Киеве Фундуклеевскую женскую гимназию. Два года училась на Высших женских курсах на юриста, — рассказывает директор музея Дмитрий Шленский, 41 год. — Но документов осталось мало, их тяжело достать из архивов. В прошлом году я поехал в Москву и договорился с Михаилом Ардовым, который знал Ахматову лично. Он посодействовал нам.
На открытие приехал протоиерей Российской православной автономной церкви Михаил Ардов, 70 лет. Поэтесса на протяжении почти 30 лет часто жила в доме его отца — писателя Виктора Ардова.
Он в рясе. Говорит, что привез вещи Ахматовой. Под стеклом лежат перчатки, фотографии, книжки.
— Ахматова жила в нашей квартире иногда даже чаще, чем у себя в Питере. 14 лет после ее смерти стал благодаря ей священником. Она была верующей, хотя никогда этого откровенно не говорила, — вспоминает он.
Показывает книжку, которую подарила поэтесса.
— Надписала: "Василию Шибанову за верную службу". Она любила балладу Алексея Толстого "Василий Шибанов". В ней Иван Грозны й втыкает Василию острый посох в ногу, опирается на него и приказывает читать письмо. В 14 лет Ахматова как-то послала меня в Союз писателей с письмом к Алексею Суркову. Я побаивался, что Сурков вонзит мне посох в ногу и заставит читать ее послание. С тех пор она называла меня Шибановым.
Подводит к игральной карте под стеклом. На ней поэтесса изображена пиковой дамой. Вспоминает, что карту изготовил его отец с фотографии 30-х годов. Рядом лежит фотокопия открытки 1944 года, исписанная рукой Ахматовой.
— Там она описывает, как рассталась с мужем Владимиром Гаршиным, — объясняет священник. — Но это копия. Оригинал хранится в российском государственном архиве. Мои родители отдали туда даже вещи, в которых она ходила. Эти, что висят здесь, — не настоящие, их подобрали, чтобы показать, в чем она могла ходить.
На манекене висит фиолетовое кимоно.
— Она одевалась скромно, со вкусом, однако жила в бедности, — рассказывает. — В 1950-х, когда начала зарабатывать переводами, выработала собственный стиль в домашней одежде. Надевала шелковое платье, а поверх него — японское кимоно. Таких было много в комиссионных магазинах.
На стенах висят фотографии поэтессы с Николаем Гумилевым, копия документа об их бракосочетании.
— Анна Андреевна дала согласие выйти замуж за Николая в Киеве, — объясняет отец Михаил.
Киевский художник Ларго Бальзак, 71 год, выставил 20 своих картин.
— Серию "Ностальгия" рисовал два года, посвятил ее известным киевлянам, — рассказывает он. — Вот Фундуклеевская церковь, рядом с которой была гимназия Ахматовой. Картины создаю на основе старых фотографий, потом сопоставляю с реальным местом. На седьмо й-восьмо й раз получается правдиво.
Надевала шелковое платье, а поверх него — японское кимоно
Посетители задерживаются перед посмертной маской поэтессы. Ее в ночь с 5 на 6 марта 1966-го сняли в больнице имени Склифосовского скульптор Зоя Масленикова и форматор Иванов. У входа стоит полимерная скульптура юной Ахматовой. Ее привезла из Одессы скульптор Таисия Судьина. Бронзовый оригинал в 1989-м установили в городе к 100-летию со дня рождения поэтессы. Через 10 лет памятник украли.
Выставка продлится до середины сентября. Вход — 15 грн, для студентов и пенсионеров — 10 грн, для детей — 5 грн.
Комментарии