Премьеру балета Микиса Теодоракиса "Грек Зорба" в постановке 64-летнего Лорки Мясина Национальная опера показала в конце прошлой недели. Он — сын известного балетмейстера Леонида Мясина, который в свое время работал со знаменитым Дягилевым в Париже.
Впервые Лорка Мясин поставил этот балет 20 лет тому назад и не раз повторял на разных сценах мира. Нынешняя киевская постановка — пятнадцатая.
Речь идет о столкновении различных культур и цивилизаций. Это становится очевидно, как только открывается занавес. Художник Мария Левитская выстроила на сцене грандиозные руины языческой Эллады, а меж тех руин — христианский храм. Здесь, в диких горах Греции, и разворачивается сюжет. Турист-американец Джон полюбил гречанку, а грек Зорба — американку. Обе девушки погибают, а грека и американца объединяет общая драма, и они становятся друзьями. Архаическую Грецию и модерную Америку сближает любовь — так можно это понять. Поскольку Мясин родился в США, живет в Италии и Греции, работает также в Лодзи в Польше, для него идея родства различных культур является очень личной.Нецивилизованные греческие юноши преследуют чужестранца-американца
На самом деле глобализация уже, наверное, бесповоротно обесценила эту идею. Признаки этого обесценивания видны в киевской постановке "Грека Зорбы". Разница между культурами здесь обозначена очень условно. Вот, например, нецивилизованные греческие юноши преследуют чужестранца-американца, который посмел полюбить их девушку. Эти псевдогреки удивительно похожи на банальных чикагских уличных бандитов из голливудского фильма. В конечном итоге ничего странного — наши представления даже о самих себе очень уж американизированные. И нам остается только верить в условность этого сюжета. Эту досадную условность легко и мощно преодолевает один артист — Максим Мотков, который на премьере танцевал партию Грека Зорбы. Он, в картузе набекрень, настолько естественный, словно пришел на пышную академическую сцену просто с улицы. Но нетрудно представить, что он мог бы вернуться на улицу и вытворять там все, что вытворяет на сцене. И никто не удивился бы. Моткову в танце подходят любые костюмы и аксессуары. Он танцует с разными бытовыми вещами, которые кажутся инородными для балета: с котомкой за плечами, со стулом, с ковриком. И они будто оживают рядом с ним. Так же и герой Моткова: оставаясь самим собой, он способен ожить в любой культуре и оживить ее саму.
×
Комментарии