На 11-ом этаже одного из домов Крещатика снимает мастерскую киевский художник Феодосий Гуменюк, 70 лет. В последнее время от работы отвлекают политические митинги за окном.
— Все в нашем доме ждали, когда Юлю или посадят, или выпустят. Лишь бы только протестующие разошлись, — рассказывает. Стекла в окнах мастерской задрожали от громкой музыки. Митингующие включили динамики.
— Аренда мастерской стоит три тысячи гривен. Это моя зарплата в художественной академии, — Феодосий Гуменюк садится за стол с банкой кофе и засушенными цветами в вазе. Посреди комнаты стоят сложенные вместе полотна размером 2х3 м. Они разграничивают ее пополам.
— Делю помещение с коллегой — так вдвое меньше платить. В этом доме — шесть мастерских. Союз художников поленился переоформить их на себя. Теперь помещения принадлежат району. А он что хочет, то и крутит. Писали протесты. Нам сказали: "Если не имеете денег, мы найдем таких, которые будут платить".
У Феодосия Гуменюка звонит мобильный. Слышно женский голос. Художник просит перезвонить позже.
— Предлагают сделать выставку. Пять лет назад в музее Шевченко выставил 63 работы. Домой привез 62, потому что одну подарил. Не хочу выставки делать. Надоело. Картины нужно снять, отвезти, развесить, фуршет устроить. Продаж сейчас нет. Можно заработать на росписи храмов. Так и мои ученики зарабатывают. Я писал иконостас в Покровской церкви на Подоле. Этой весной иду по Андреевскому спуску. Вижу, работу мою продают — пейзаж из Седнева на Черниговщине. Давно кому-то подарил. Продавец говорит: "Народный художник, 400 долларов". Эта работа стоит минимум тысячу долларов. Я не признался, что это моя.
Гуменюк работает в жанре исторической живописи. Говорит, художники сейчас им не интересуются, потому что плохо продается.
— После работ Николая Ивасюка "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев" и Александра Мурашко "Похороны кошевого" у нас не писали исторических полотен такого высокого уровня. Обе этих картины висят в Национальном художественном музее. Когда в Советском Союзе проходили выставки исторической живописи, то Украина на них плохо выглядела. Было через край низкопробных ура-патриотических сюжетов. При коммунизме правдивая украинская история была запрещена, ее никто не знал. Поэтому художники не обращались к исторической живописи.
Феодосий Гуменюк восемь лет возглавляет учебно-творческую мастерскую исторической живописи в Национальной художественной академии.
— У нас нет инвентаря для натуры на историческую тематику. Поэтому прошу помощи у театров. Там одеваю натурщиков, делаю фотографии. Всегда хочется красиво изображать украинцев. В картинах обращаюсь к барокко. Немного украшаю, чтобы смотреть на них было радостно. Украинки у меня всегда роскошно одеты, с полтавским типажом. Ежегодно слушаю выступления народных коллективов на Сорочинской ярмарке. В них много породистых полтавок, похожих на певицу Раису Кириченко. Присматриваюсь, и можно рисовать. В Петербурге не смог бы писать полотно на украинскую тему. Там слишком холодно и сыро, нет нашей энергетики. Пишешь запорожцев — нужно ехать на Запорожье. Нарисовал серию известных украинок — Гальшку Гулевичевну, Шевченкову Екатерину, Анастасию Лисовскую. Работы были на выставке в Украинском доме. Купил брат Виктора Ющенко, Петр. Продал недорого — в хорошие руки не жаль.
Комментарии
1