Ексклюзивы
четверг, 13 сентября 2007 16:44

"Прическу как у Тимошенко в Германии носили во времена национал-социализма"

  Юрий Андрухович: ”Уже через пару месяцев после революции меня спрашивали: не видите ли признаков разочарования?”
Юрий Андрухович: ”Уже через пару месяцев после революции меня спрашивали: не видите ли признаков разочарования?”

Писателю Юрию Андруховичу, 47 лет, придется опровергать, что украинский язык выдумали в 1991 году.

Осталось ли еще что-то на Западе из того позитивного имиджевого заряда, который дала оранжевая революция?

— Там особенно не были расстроены тем, что у нас все пошло довольно криво. Уже через пару месяцев после революции меня на Западе часто спрашивали: не видите ли вы признаков разочарования? Но в любом случае определенная часть интеллектуалов и наблюдателей, которые интересуются Украиной, хорошо понимают ситуацию. Осознают, что события такого масштаба не растворяются бесследно в небытии.

В то же время на Западе нет единого восприятия Украины. Одно дело специалисты, политики, которые интересуются этим в силу своей профессии. Другое — просто люди, которые узнают о нас из тамошней прессы. А есть еще те же работодатели из Италии или Испании, у которых работают украинцы.

Каким является влияние на восприятие Украины и украинцев именно тех миллионов наших работников?

— Одна моя знакомая работает в Италии. Рассказывала, что революция повлекла радикальное изменение в отношении итальянских работодателей к нашим работникам. Они начали разговаривать с нашими как с равными. Говорили: теперь у вас будет все в порядке, можете возвращаться домой и жить по-человечески. Но уже через некоторое время, когда все с нашей ситуацией стало более-менее понятно, вернулось и то пренебрежительное, эксплуататорское отношение.

Собственно, обобщать на примере одного человека всегда рискованно. Но важно еще и другое. У людей, которые едут куда-то на заработки, есть сугубо психологическая черта: многие в общении со своими работодателями всячески очерняют то место, откуда приехали. Пытаются вызывать таким образом более снисходительное отношение к себе. Иначе говоря — наши прибедняются. Самоунижение вообще характерно для украинцев. Вот и на Западе они часто изображают Украину как страну сплошного тупика, где шагу нельзя ступить без криминала или коррупции и так далее — с намерением вызвать больше сочувствия у работодателя и, соответственно, получить лучшие условия труда.

Кто из современных украинских лидеров - больший создатель имиджа: Ющенко, Янукович или Тимошенко?

— Наименьшей мерой Янукович. Его если и знают, то скорее как врага оранжевой революции и фальсификатора выборов 2004 года. Привлекательности Украине он явно не добавляет. О Ющенко написано и сказано много позитивного, но и много критического. Он, как фигура, находится в центре внимания серьезных аналитиков. Личность Тимошенко интригует больше всего. У нее есть яростные сторонники среди моих западных знакомых, о ней охотно расспрашивают и сплетничают. Многим немцам не дает покоя ее прическа с косой — она точь-в-точь такая же, какую любили носить немецкие женщины времен национал-социализма. Потому эта прическа вызывает у современных немцев скорее негативные эмоции. Они часто интересуются, что же она символизирует.

Самоунижение вообще характерно для украинцев

Какие типичные вопросы задают вам в Западной Европе?

— Часто они касаются двуязычности. Скажем, в Германии. Там очень много бывших наших соотечественников. Живут они достаточно отдаленно, им тяжело дается немецкий язык, с неохотой интегрируются в общество. Но это русскоязычное или постсоветское общество довольно многочисленно. Когда они уже общаются с немцами, то те спрашивают их об Украине, чем она отличается от России, о языке. А отвечают они преимущественно по-советски. Например, что до 1991 года украинского языка не существовало, его выдумали, когда выдумали и какое-то это непонятное государство. Или же что на украинском разговаривают исключительно в западноукраинских селах, в лучшем случае во Львове. И мне на моих творческих вечерах и встречах приходится такие примитивные версии опровергать.

Какими мероприятиями можно было бы привлечь внимание к Украине, сделать ее привлекательнее в глазах западных европейцев?

— Самое оптимальное — приглашать самых лучших, самых талантливых людей оттуда к нам, как на правительственном уровне, так и на уровне частных фондов. Осуществлять какие-то программы — скажем, для тех же журналистов, творческих людей. Дать возможность им пожить здесь год-два, овладеть языком, поездить страной. То есть пытаться работать через интеллектуалов, представителей творческих элит, создавать праукраинское интеллектуальное лобби. Западноевропейское общество достаточно образовано, и это сработало бы. Скажем, сейчас в немецкоязычном пространстве издаются книги пяти-шести украинских писателей — Оксаны Забужко, Андрея Куркова, Николая Рябчука, Сергея Жадана, Любка Дереша и мои. По моему мнению, это намного эффективнее, чем какая-то официозная акция — выступление капеллы бандуристов или хора.

Но те книжки в Западной Европе читают сравнительно немного людей?

— Возьмем все немецкоязычное читающее пространство — Германию, Австрию и часть Швейцарии, — это 100 миллионов. Наши книги выходят там тиражами в десятки тысяч. Это вроде и капля в море, но капля значительная. Потому что рецензии, отзывы читателей печатаются в самых читабельных СМИ страны. Ни одна из изданных за последние годы украинских книжек не осталась незамеченной, все получили по меньшей мере по десятке рецензий в разных изданиях. А такие, как немецкие "Франкфуртер альгемайне" или "Зюддойче Цайтунг", имеют миллионные тиражи. А еще и радио, и телевидение.

Отмена Украиной визового режима для граждан стран ЕС и некоторых других приносит больше позитива или негатива для имиджа страны?

— Если речь идет о людях, которые не терпят туристических групп и хотят узнать страну, — они часто из сферы искусства: фотографы, писатели, журналисты, театралы и киношники. Недавно я имел трехчасовой разговор под запись с немецким режиссером и документалистом Беньямином Гайслером. Он снял фильм о найденных в Дрогобыче фресках Бруно Шульца, а теперь создает фильм о том, что такое память. Вот только что, говорит мне, я был в Закарпатье, снимал в лагерях азиатских нелегалов, которые через территорию Украины пытаются попасть в Евросоюз. И спрашивает: почему ЕС предложил вам быть концлагерными капо, то есть надзирателями, а вы это подхватили? О вас, украинцах, и в Израиле, и многие в Германии говорят, что вы во Второй мировой войне исключительно капо в концлагерях были. А вы теперь это продолжаете. Вот вам пример того, что когда человек такого склада ума к нам приезжает, то очень сложно что-то от него скрыть. Но хорошо, что он это видит, начинает об этом говорить. Потому что, соответственно, вынуждает говорить об этом и меня. И это будет куда-то меня двигать.

Сейчас вы читаете новость «"Прическу как у Тимошенко в Германии носили во времена национал-социализма"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть