В тени нынешних конфликтов между президентской ветвью власти и Кабмином продолжается реальная борьба за будущее политической системы Украины. Политики и управленцы образовали два конкурирующие между собой лагеря.
Одни являются сторонниками углубления политической реформы и более четкого определения полномочий ветвей власти. Другие хотят возвращения к предыдущей модели политической системы через блокировку последующего развития этой реформы. Причем оба лагеря едины в том, что при нынешней редакции Конституции и дальше будут происходить постоянные конфликты.
И это действительно так. Действующий Основной закон содержит элементы двоевластия. И если ничего не менять, то после нынешних конфликтов — как с визированием в Кабмине президентских указов, например — обязательно будем иметь следующие.
Существует два центра двоевластия
Один из них уже вырисовывается. Парламентская коалиция и Кабмин сейчас опираются на аналогичные коалиции в органах местного самоуправления — а государственные администрации на местах формирует президент, сохраняя при этом симпатии к близким ему партиям и блокам. Потому появляется угроза не только конфликта полномочий, но и политического.
Существует два центра двоевластия. Первый предопределен нелогичным делением полномочий между Кабинетом Министров как высшим органом исполнительной власти и президентом как главой государства и гарантом конституции. Виктор Ющенко сохраняет несколько сугубо административных бюрократических функций, в частности назначение глав госадминистраций. Это будет продуцировать новые противоречия, связанные и с персональными назначениями, и с фактическим подчинением исполнительных структур на местах не Кабмину, а президенту. Путь преодоления этой ситуации только один — внесение поправок в Конституцию и принятие пакета законопроектов, в частности законов о президенте и о Кабинете Министров.
Проблема второго центра власти кроется в полномочиях органов местного самоуправления и местных госадминистраций. Сегодня последние — не только представители центральной власти и контролеры-распорядители бюджетных программ и управленческих решений центра — они еще формируют местный бюджет и фактически им распоряжаются. Соответственно, местные советы реально получают от местных обществ полномочия, но экономическую политику общества контролировать и осуществлять не могут. Чтобы снять эту проблему, нужно принять законы, которые позволят местным органам самоуправления формировать исполнительные структуры. В то же время внести изменения в закон о госадминистрациях, которые лишат их несвойственных функций руководства экономикой обществ.
Косметическими мероприятиями или сугубо политическими компромиссами здесь не обойтись. Нужно углубление конституционной реформы. Нынешняя война полномочий поневоле указывает, куда двигаться дальше, как ликвидировать два центра двоевластия и как снять предпосылки для будущих конфликтов.
С другой стороны, если возникнет угроза блокировки последующего развития политической реформы, а тем более восстановление редакции Конституции 1996 года — начнется открытая политическая война. А это станет причиной системного кризиса власти, выйдем из которого с многочисленными жертвами.













Комментарии