Ексклюзивы
вторник, 27 февраля 2007 14:46

"Правительство только спекулирует на противостоянии разных ветвей власти"

  Игорь Колиушко: ”Если политики договориться не могут — что же тогда говорить о населении?!”
Игорь Колиушко: ”Если политики договориться не могут — что же тогда говорить о населении?!”

Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, 42 года, считает, что Конституционный суд имеет все основания признать неконституционными изменения к закону о нем.

 

Как относитесь к тому, что сегодня разные политические силы заявляют о необходимости новой редакции Конституции?

— Это закономерно. Все, кому ни лень, грубыми граблями прошлись по телу Конституции — поэтому теперь каждый считает своей обязанностью давать какие-то рекомендации. Этот процесс невозможно остановить. Есть два варианта. Или политические силы в конечном итоге достигают компромисса, и тогда страна получит поправленную или новую Конституцию. Или же все остается  на уровне пустой болтовни.

Целесообразно ли провести референдум о конституционном устройстве государства, как это предлагает президент?

— В 2005 году Конституционный суд в одном из своих решений указал на то, что народ имеет право поставить вопрос о новой Конституции. То есть по народной инициативе он действительно может быть вынесен на референдум. Однако украинское общество только тогда поддержит новый проект Конституции, когда его выдвинет объединение политических сил, имеющее хотя бы 50 процентов поддержки избирателей. Да и достичь позитивного результата на таком референдуме непросто. Наши политики договориться между собой не могут — что же тогда говорить о 40 миллионах населения?!

Принятые в 2004-м году изменения в Конституцию можно отменить?

— Теоретически да. Если была нарушена процедура принятия этих изменений, Конституционный суд должен дать этому свою оценку. А проблемы в проведении конституционной реформы 2004 года действительно были.

Президент Ющенко обратился в Конституционный суд за разъяснением о его праве распускать правительство...

— Очевидно, Ющенко действительно нужно мнение КС по этому поводу. Он имеет право обратиться в суд за толкованием положений Конституции. Хотя мне кажется, что ситуация с отставкой правительства в Основном Законе достаточно понятна. Пока в парламенте существует проправительственная коалиция, самому правительству ничего не грозит.

Каждый считает своей обязанностью давать какие-то рекомендации

С другой стороны, правительство Януковича стремится урезать полномочия президента Украины. Однако неизвестно, для чего им это нужно. Они и так не реализуют тех полномочий, которые у них есть сейчас. Не проводят никаких реформ, не выдвигают инициатив. Даже программы деятельности правительства до сих пор не подали в парламент на утверждение. Хотя это требование и Конституции, и Закона "О Кабинете Министров". Все время только лишь спекулируют на противостоянии разных ветвей власти. В этом основная проблема.

Конституционный суд, на который надеются сегодня президент и оппозиция, работает прозрачно?

— Пока что нет оснований утверждать противоположное. Процесс подготовки решений Конституционным судом действительно затянулся, однако это объясняется сложной ситуацией внутри самого суда. Многие судьи чувствуют на себе определенное политическое влияние. Поэтому им непросто сейчас совместить политический заказ с нужной правовой аргументацией.

В первую очередь суд должен был бы признать неконституционными изменения к Закону "О Конституционном суде Украины". Этим Верховная Рада ограничила полномочия суда, запретив ему пересматривать саму конституционную реформу. Из-за этого возникают много угроз. Сегодня могут с нарушением всех процедур принять закон о внесении изменений в Конституцию, а Конституционный суд не сможет его отменить.

Противостояние между президентской и правительственной командами будет длиться еще долго?

— Есть разные причины этого противостояния. Одни связаны с переходом государства к парламентско-президентской республике. Впервые в истории Украины президент и парламент имеют разное политическое направление. Формально президент отвечает за внешнюю политику, оборону и безопасность государства. Но фактически непонятно, какие у него для этого есть инструменты. Министра иностранных дел Бориса Тарасюка Верховная Рада уволила вопреки позиции президента. Заместителей министров обороны и иностранных дел правительство хочет назначать, в соответствии с законом о Кабмине, также без согласования с главой государства.

Так что же тогда остается Ющенко? Создавать альтернативные Министерство иностранных дел и Минобороны? Этого делать нельзя. В стране не может существовать две внешних политики.

С другой стороны, эта борьба свидетельствует о состоянии украинской политической элиты в целом. Политикам из всех лагерей нечего больше продемонстрировать обществу, кроме этого надуманного противостояния. До сих пор нет ни одной программы реформирования государства, нет программы правительства. А у них же есть все возможности работать. Вместо этого они жалуются, что им кто-то постоянно мешает: президент, оппозиция и другие. Когда это прекратится — неизвестно. На мнение же общества они совсем не обращают внимания.

Сейчас вы читаете новость «"Правительство только спекулирует на противостоянии разных ветвей власти"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть