Эксперт по украинским вопросам из Академии обороны Великобритании Джеймс Шерр, 55 лет, считает, что премьер Виктор Янукович и Партия регионов прежде всего надеются на фактор силы, и положительно оценивает изменения в команде президента Виктора Ющенко.
— Может ли Украина проводить эффективную внешнюю политику, если министр иностранных дел Борис Тарасюк является в то же время лидером оппозиционного к правительству Народного движения?
— Формально Тарасюк возглавляет МИД не благодаря партийной принадлежности, а потому что назначение его является прерогативой президента. Но, конечно, при сегодняшних условиях украинской внешней политике очень тяжело быть понятной, иметь один голос. Многие вопросы являются взрывоопасными — будь то вступление в Мировую организацию торговли или отношения с Россией или Приднестровьем. В украинской внешней политике существует сегодня двоевластие, в то же время отсутствует разграничение ответственности. Ведется постоянная борьба. Но такая ситуация не является следствием двусмысленности норм Конституции или Универсала национального единства. Просто премьер-министр и Партия регионов уверены в том, что все можно решить с помощью фактора силы.
Виктор Янукович действительно является препятствием для евроатлантической интеграции Украины?
— Не уверен, что Янукович понимает суть евроатлантической интеграции. Возможно, имеет небольшое представление о том, на чем она базируется и по каким правилам функционирует. Может, чувствует, что национальный интерес Украины лежит на Западе. Или что отношения с Россией не будут для Украины хорошими до тех пор, пока в стране будет существовать проблема востока и запада. Но пока Янукович действительно не поймет, что такое западная система и как она работает на практике — до тех пор способность Украины к европейской и евроатлантической интеграции будет ограниченной.
Он же имеет американских советников?
— Это советники по пиару, не больше. Есть некоторые высокопоставленные американцы, которые имеют с Януковичом хорошие отношения, — но они видят его раз в месяц. Вопрос в том, кто будет работать и просвещать его ежедневно. Впрочем, сейчас возле Януковича один такой человек появился — это прежний министр иностранных дел Константин Грищенко.
Разве же Грищенко не пророссийский и не антинатовский?
— И да, и нет. Два года тому назад он был совсем другим, чем теперь. В любом случае Грищенко — очень компетентное в вопросах НАТО лицо. Но ему будет тяжело. Возможно, Янукович сам по себе не способен понять процесс евроатлантической интеграции.
Люди из Индустриального союза Донбасса влиятельны, но у них нет своей политической силы
Другой советник по вопросам внешней политики у Януковича — Анатолий Орел, который уж точно пророссийский. Кто из них будет влиятельнее?
— Есть еще и Андрей Фиалко, очень талантливый человек. Все это указывает на то, что для Януковича сфера внешней политики слишком важна, чтобы отдавать ее в одни руки.
Янукович демократ?
— Зависит от того, что он понимает под демократией. А это же не только прийти к власти в результате честных выборов и сформировать правительство. Демократия — это когда решения этого правительства являются прозрачными и принимаются открыто, правила понятны и просты. Вот такой модели управления Янукович еще не понимает. Разве что некоторые механизмы демократии, определенные правила и запрещения, — например, что выборы должны быть честными, а журналистов убивать нельзя. Но у Януковича нет культуры демократии.
Как будут складываться отношения президента и премьера?
— Сейчас Виктор Ющенко дает отпор. В этой борьбе он предпринял неожиданные шаги — взял в свою команду нескольких человек из Индустриального союза Донбасса. Это указывает на возможность очень важной для Украины политической перестройки. Потому что на ее востоке есть влиятельные люди, которые отданы движению на запад и понимают суть этого процесса, — но в то же время люди в Восточной Украине не верят политике евроатлантической интеграции. Потому что пришла она не оттуда. Это региональное разделение нуждается в мостах.
Так вы считаете изменения в команде президента позитивными?
— Очень. Конечно, нужно посмотреть, что будет дальше. Еще один позитив: у Ющенко появилось осознание ключевой роли Совета национальной безопасности и обороны. Лишь он может эффективно координировать работу всех институций. Примером является робота СНБО в конце 90-х годов, когда ее секретарем был Владимир Горбулин. Если Ющенко хочет ограничить вред от Януковича и его людей, то ему нужна эффективная работа Совета. Министры должны публично объяснять, что они делают, почему и как.
Нужна ли Виктору Ющенко собственная партия?
— Трудно сказать. Но, думаю, что будущее Украины за теми партиями, которые не имеют региональной природы. Этим сейчас привлекает Блок Юлии Тимошенко. Она от самого начала поняла пользу привлечения людей с Восточной Украины, а не лишь из одного региона. Нынешние президентские люди из Индустриального союза Донбасса влиятельны, но у них нет своей политической силы. Может, это хорошо, а может, и нет. Раньше они очень тесно и положительно работали с людьми Юлии Тимошенко, сегодня работают с президентом. Также будут помогать снять нынешние барьеры в Украине.
Как будут развиваться отношения Тимошенко и Ющенко?
— Непредсказуемо. Он ее боится, потому что она неконтролируема. Тимошенко знает, как нанести Ющенко политический вред. Она много знает. Вспомните, ее ближайший соратник Александр Турчинов возглавлял Службу безопасности Украины и начал когда-то расследование деятельности "Росукрэнерго", а президент его остановил.
Говорят, что Кремль может использовать Тимошенко в борьбе и с Ющенко, и с Януковичем...
— Я уверен, что сейчас Кремль тоже боится Тимошенко — потому что она не боится Кремля. Тимошенко может стать выше, над ним. А Россия этого не любит. Тимошенко имеет компромат, знает много о том же "Росукрэнерго". Думаю, все будут стараться держать Тимошенко подальше от власти. Боятся ее непредсказуемости и неконтролированности.
Тимошенко будет президентом?
— Конечно, будет пытаться стать им в 2009 году. Особенно после того, как Украина увидит вред от нынешнего распределения власти и захочет вернуться к большим президентским полномочиям. Юля будет иметь президентские амбиции. Ключевой вопрос — будет ли она мыслить долгосрочными перспективами и не будет ли повторять старых своих ошибок.
Комментарии
1