С 1 января государству разрешено стягивать пеню за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко, 44 года, говорит, что это шаг в интересах владельцев жилья.
— Когда пеню отменили в 1996-ом, подавляющее большинство энергокомпаний находились в государственной собственности, а теперь — в частной. В больших городах, где живут платежеспособные люди, энергокомпании и водопроводы принадлежат частным владельцам, и не только украинским. Например, в Киеве — энергохолдинг. Борьба за возвращение контрольного пакета акций в городскую собственность теперь безуспешна. Средства за комуслуги крайне редко вкладывают в развитие инфраструктуры. Преимущественно эти средства конвертируются и вымывают из Украины.
А в городах и поселках ситуация другая. Потребители там малоплатежеспособны, качество коммунальных услуг низкое. Люди забыли, что такое лифты, горячая вода, давно не видели дворника и дверей в подъездах нет. Коммунальные предприятия никто не приватизирует, их финансирование полагается на местные бюджеты. Люди платят намного больше реальной стоимости услуг, и деньги эти не идут на развитие коммунальной сферы.
Как заинтересовать или заставить владельцев предприятий повышать энергоэффективность, качество услуг?
— Государство должно сформулировать требования относительно качества коммунальных услуг. Оно этого не делает. От чиновников слышим только общие фразы, которые ни на кого не действуют.
В Новой Каховке на Херсонце тариф на кубометр холодной воды 5,2 грн, хотя под городом — два озера пресной воды. В Киеве, где воду очищают трижды, тариф вдвое меньше. Как потребителю проверить правильность тарифов?
— Вычислить себестоимость услуг обычный потребитель самостоятельно не сможет. Для этого серьезного исследования нужно нанимать аудиторов. Но предоставят ли им коммунальщики всю информацию? Да, стоимость проезда в столичном метро завышена. Но посчитать, сколько метрополитен получает средств от торговли в подземных переходах и рекламы в вагонах, никто не смог. Даже депутаты Киеврады такой информации не получают.
Почему этого не делают контролирующие органы?
— Антимонопольный комитет, управление контроля за ценами, Минэкономики и десятки государственных учреждений должны это делать, но у чиновников нет желания. Они играют на стороне владельца или того, кто эксплуатирует коммунальные ресурсы.
Жителям объединений совладельцев многоквартирных домов легче бороться с произволом коммунальщиков?
— Они должны установить счетчики в доме, определять объем работ и зарплаты дворникам, заключать соглашения с предприятиями, которые предоставляют услуги, требовать от жэков ремонта подъездов и все такое. Но люди разрознены, у каждого своя работа или бизнес. Кроме себя, обвинять некого.
Комментарии
2