Уже несколько недель длится интрига относительно образования новой парламентской коалиции. И хотя эта тема стала самой первой в выпусках новостей, в действительности мало известно о ходе переговоров между всеми возможными участниками нового парламентского большинства.
Во-первых, почти все стороны тщательно скрывали факт переговоров о возможной коалиции со своими вчерашними оппонентами. Правда, иногда отдельные переговорщики не выдерживают и издеваются сами над собой. Например, "регионалка" Анна Герман заявила "бютовцу" Андрею Портнову: она так часто видит его в собственном офисе, что никак не поймет, — то ли в штабе "регионалов" самый лучший кофе, то ли у Портнова завелась там какая-то симпатия. Это произошло после того, как тот сказал: никаких переговоров БЮТ и Партия регионов не ведут.
Так же были тайной переговоры между частью Партии регионов и президентом о переформатировании большинства — а их вели еще до распада "демократической коалиции". Выдавали их разве что напряжена борьба внутри тогдашней правительственной коалиции и неожиданная поддержка Виктора Ющенко со стороны бывшей "регионалки" Раисы Богатыревой.
Единственная пара переманивателей, которые не скрывали факта своих консультаций, — это НУ-НС и БЮТ. Именно те, которые не смогли удержать предыдущую коалицию. Показательно, что и во время нынешних открытых консультаций стороны выдвигают взаимные обвинения. Создается впечатление, что БЮТ и НУ-НС пытаются не столько вести переговоры, сколько доказать: именно другая сторона была виновата в развале "демократической коалиции". Поэтому переговоры стали публичными тогда, когда уже не имели никаких шансов завершиться успехом.
Иногда отдельные переговорщики не выдерживают и издеваются сами над собой
Во-вторых, остается тайной и предмет переговоров. Пока только НУ-НС обнародовал требования к возможным старым-новым партнерам по коалиции. Это — розга относительно России, резолюция относительно войны в Грузии, отмена ряда принятых БЮТ и Партией регионов законов, отказ от изменений в Конституцию. Но это не может быть рассчитанной на несколько лет программой действий самой коалиции.
Наконец, непонятными для общественности остаются и причины провала переговоров между теми или иными политическими силами. Ни один политик никогда не сказал, почему до сих пор не достигли договоренностей БЮТ и Партия регионов, или почему так же не договорились в свое время о переформатировании коалиции Ющенко и Янукович.
Причиной таинственности межпартийных отношений может быть то, что политикам стыдно сознаться, — основным и чуть ли не единственным предметом переговоров является деление властных должностей. И если разделить их не удается, переходят к новым вариантам коалиции. А сказать об этом стыдно, так как выходит: основными для политиков являются их собственные интересы, а не страны и общества.
Соответственно и программ, которые бы стали основой деятельности коалиции на годы и должны были бы быть предметом дискуссий во время межпартийных переговоров, у партнеров нет. Потому что пишут у нас их тогда, когда самое ценное — власть, должности, полномочия — уже разделены.
Впрочем, мне часто кажется, что переговорщикам еще и нечего сказать. Ведь основные решения о курсе политических сил принимают не переговорные группы. А лично лидеры трех сил, которые теоретически могут образовать новую коалицию, — Тимошенко, Ющенко и Янукович. Остальные являются статистами, которые ничего не решают. Поэтому и сказать что-то наверняка ни о ходе переговоров, ни об их предмете или результате они не смогут, даже если бы и хотели.
Такая таинственность политических сил — недостаток украинской демократии. Ведь граждане должны знать, о чем договариваются те, кому они доверили власть. Политики обязаны отчитываться избирателям. Без этого вместо программы действий нового правительства, которая должна реформировать страну, мы получим "кота в мешке".
Комментарии