— Если мы хотим от детей умения разговаривать на иностранных языках, владеть информационными технологиями, иметь критическое мышление, уметь самостоятельно принимать решения — то это требует обновленного содержания образования и достаточного времени на его освоение. Здорового ребенка нельзя выносить и родить за пять месяцев. На все должно быть в свое время. Путем 12-летнего среднего образования пошли большинство стран Европы. Украинское же общество до конца так и не поняло преимущества такой системы. Не поняли ни родители, ни ученики, ни кое-где педагоги. Теперешняя власть, вместо того, чтобы сказать, что нужно подготовить государственную программу создания трехлетней профильной школы, разворачивает украинское образование к старому, постсоветскому образцу. Люди до сих пор не понимают, что произошло. А произошел стратегический разворот. Он, конечно, выгоден власти, потому что экономит много средств. С другой стороны, вроде бы и люди довольны. Ну, и "основным соседям" приятно, ведь вернули к форме образования, существующей в России.
Как будут переводить на новую систему классы, которые учились по 12-летней программе?
— Первый-девятый классы дальше будут учиться по программам для 12-летней школы. Как они потом будут учиться в 11-летней? Все хотят втиснуть в два года! Десятые классы должны усваивать программу за намного меньшее количество часов. И учителей, и учеников поставят в очень сложную ситуацию. Чтоб сохранить пятидневную систему обучения, Министерство решило сократить часы. То есть, мы пошли путем снижения стандартов образования.
Министр анонсировал переименование курса зарубежной литературы во всемирную. Даже приказ издал под номером 666 — как символично. Однако кроме анонса, что три четверти курса будет составлять российская литература, учебной программы еще никто не видел. Учителя зарубежной литературы не имеют о ней представления. До сих пор не составлены программы по интегрированному курсу биологии и экологии, которую вводят в десятом классе.
Обнародовали учебные планы. Это финансовый документ, на основе которого платят зарплату учителям. Его всегда доводят приказами Министерства. В этом же году — письмом. Он имеет рекомендательный характер и не может быть основанием для финансирования. Министерство ошибается даже в мелочах.
За какой срок можно решить проблему нехватки учебников для 11-летки?
— Они будут не раньше чем через три месяца. Детям предлагают пользоваться учебниками через интернет. Их разместят на сайте Минобразования и нескольких издательств. Но 85 процентов подключенных к интернету школ — мифическая цифра. Да и качество связи очень низкое. Это, в первую очередь, проблема десятого класса, потому что именно им больше всего нужны новые учебники. Но и эти книжки тоже писались для 12-летней школы. Десятиклассники оказываются в ситуации, когда в 11-ом классе от них будут требовать знаний для высшей школы.
Дошкольное образование сделали обязательным с 5 лет. Теперь родители стоят в очередях, чтобы сдать детей в и без того переполненные детсады. Как решить эту проблему?
— Чиновники хотели обосновать идею: "Мы переходим на 11-летку, но начинаем учить детей раньше и будем учить 12 лет". Это манипуляция должностных лиц. Кроме того, границы обязательного образования у нас определяет Конституция. Там речь идет о полном общем среднем образовании, а не о дошкольных учреждениях. Я уже не говорю, что есть населенные пункты, где садиков вообще нет.
Ситуацию с переполненными садиками могли бы исправить и частные дошкольные заведения. В большинстве стран на такие услуги дают льготы при налогообложении. У нас же они облагаются налогом как коммерческие предприятия и платят соответствующие налоги. Поэтому и цена таких образовательных услуг высокая, и сам садик не всегда рентабелен.
То же с религиозными садиками. Закон не запрещает их создавать религиозным общественным организациям. Но и они не рассчитаны на богатых людей. Часто церковь хочет привлечь туда детей из малообеспеченных, многодетных семей. Содержать такое заведение дорого. И не всегда церковь может себе это позволить. Поэтому правильно было бы, чтобы государство стимулировало такие инициативы.
Какие безотлагательные реформы назрели в образовании?
— Закон, в соответствии с которым зарплата учителя не должна быть ниже, чем в среднем по промышленности, не соблюдают. Если уборщица в школе зарабатывает 888 гривен, а молодой учитель — 935 гривен, то молодежь просто будет искать более денежное место работы. Учитель должен иметь все нормальные условия, быть обеспеченным человеком. Только тогда он воспитает свободных людей, которыми нельзя будет манипулировать.
фото с сайта www.kp.ua
Комментарии
5