За первые две недели своего президентства лидер непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, украинец по происхождению 43-летний Евгений Шевчук побывал с рабочими визитами в Москве и Киеве. Встретился с главой кремлевской администрации Сергеем Ивановым и министром иностранных дел Украины Константином Грищенко.
— Визит в Москву был первой необходимости, потому что Приднестровье зависит от российской военной базы и административного влияния, — комментирует политолог Александр Палий, 37 лет. — Также нужно как-то решать экономические вопросы — долг приднестровских предприятий за газ приближается к 2 миллиардам долларов.
Во время визита в Украину новоизбранный президент продемонстрировал готовность урегулировать вопрос статуса Приднестровья через тесный диалог между Кишиневом и Тирасполем в формате "пять плюс два" (Молдова и Приднестровье — стороны конфликта, Украина, Россия и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — посредники, Евросоюз и США — наблюдатели. — "ГПУ"). То есть, Украина и в дальнейшем будет иметь прогнозируемого соседа. Потому что на территории Приднестровья коренятся потребности и интересы местного населения, а не России, которой выгодно длительное время консервировать ситуацию и которая держала на крючке Молдову и Украину в диалоге с Европой. Для местного населения главное — политическая неприкосновенность автономии и интеграция в мировую экономику.
Приднестровье в основном депрессивный аграрный регион. Экономически там доминирует группа "Шериф". Это цельный клан, без многоступенчатости, как в Украине. Кстати, группа должна была поддерживать на выборах конкурента Евгения Шевчука — пророссийски настроенного Анатолия Каминского. Но в клане, как оказалось, есть разные точки влияния. Это преимущественно местный бизнес, который понимает, что без дружественных связей с Украиной экономика республики просто не выдержит. Основные ее транзитные мощности идут через южные украинские порты, в частности Одессу. Меньшая транзитная зависимость от Молдовы, от России — большая зависимость энергетическая. Поэтому бизнес, как и деньги, не имеет четких политических предпочтений. В конце 1990-х Евгений Шевчук работал в "Шерифе" заместителем директора. Потом его "попросили" с должности. А на президентских выборах он не представлял ни Россию, ни местную власть, ни местный бизнес — и победил. Следовательно, местное население оказалось не таким политически слабым, как может казаться.
Теперь Евгений Шевчук возвращает на должности людей из предыдущей элиты. Например, Петру Степанову, который связан с российским газовым лобби, предлагает кресло премьера. Этим новый президент пытается наладить конструктивные отношения с местной верхушкой. Это разумно — не начинать войну сразу, потому что быстро потеряешь поддержку.
Комментарии