Каждый болван может подойти к Венере Милосской, тыкнуть ей в причинное место и сказать "ги". Литература, как и искусство, вообще не имеет такого понятия, как "защита от дурака". Поэтому Тарас Шевченко для одних остается непреклонным авторитетом. А шевченконенавистники и через 150 лет после смерти поэта беснуются от самого лишь упоминания его имени.
Так же в Польше многих раздражает их нобелевский лауреат Чеслав Милош. В Швеции кое-кто свирепо ненавидит Ингмара Бергмана, будто он у них курицу украл. Потому что "просто поэтов " такого масштаба не бывает. Они завязывают на себе много нервов национальной жизни, чтобы их просто поставить на полку.
Шевченко повлиял не только на украинскую литературу. Его поэзия — это ставка на интонационное стихотворение. Двигается мысль, двигается голос — для ХІХ ст. это было очень революционно. Владимир Маяковский вырос в доме, где был "Кобзарь" на полке. Александр Галич, с которого началась бардовская песня, признал влияние Шевченко на его поэзию. Ведь бардовская песня — это и есть кобзарство.
Советская система опускала Шевченко до уровня гениальной деревенщины. Почему этот богомаз в тулупе появлялся в барских салонах — эту тему не освещали. Больше рисовали, как Шевченко читает своего "Кобзаря" крестьянам. Хотя он читал его в меценатских домах детям и внукам бывшей казацкой старшины. Такой якобы была тогдашняя украинская культура — усадебная культура малорусского дворянства. Шевченко им первым напомнил, что они украинцы.
Через три года будет 200-летний юбилей Шевченко. Но кто в настоящий момент работает над новым академическим изданием? Последние 20 лет с классикой в целом этого никто не делает. Все пущено самотеком на энтузиастов. Если бы не Михайлина Коцюбинская и семья Стус, у нас не было бы полного Василия Стуса в 1990-х. Если бы не Элеонора Соловей — не читали бы полного Владимира Свидзинского. Этим должно заниматься государство. Вот было 150-летие Ивана Франко. Выдали том купюр к советскому изданию 30-летней давности. Большего позора представить нельзя.
В колониальной УССР культурное наследие было составляющей контрпропаганды. Эмиграция задавала тон, а наши готовили "ответы Чемберлену". Начинает выходить "Энциклопедия украиноведения" — мы хлопаем 20-томную "Украинскую советскую энциклопедию" 100-тысячным тиражом. Эмиграция начала кампанию за памятник Шевченко в 1963-м — у нас учредили Шевченковскую премию. После 1991-го идеологический противник исчез. Классика просто вошла в школьную программу, а дальше что хотите, то и делайте.
Писательница Лариса Денисенко рассказала историю о столяре, который у нее ремонтировал балкон. Вот он получил вознаграждение за работу, но что-то мнется. Наконец спрашивает: "У вас есть "Кобзарь"? Лариса берет с полки книгу и вручает. Наверное, мужчина прочитал Шевченко еще в школе и что-то его до сих пор мучило. Поэтому "Кобзарь" следует выдать и в доступном формате для "чайников", с соответствующими комментариями, наподобие Шекспира, который лежит в лондонских киосках рядом с путеводителями.
Комментарии
105