В столичном Украинском доме продолжается ІІ Международная художественная выставка " Арт-Кие в-2007".
Акция очень мощная, на всех четырех этажах. Первый отдали под экспонаты из частных коллекций, в том числе — из коллекций нескольких известных политиков. В частности, семей Кинахов, Губских, Порошенко, Игоря Шарова, Яна Табачника, Александра Фельдмана.
Конечно, выставили лишь избранные экспонаты, да и не все политики-коллекционеры здесь присутствуют. Нет, например, Виктора Ющенко и Дмитрия Табачника.
Но все равно этот раздел выставки притягивает к себе публику. Кому-то просто интересно по размерам картин высчитать метраж жилплощади их владельцев. А еще кому-то интересно знать: если они такие хорошие коллекционеры — то почему все такие плохие политики? Почему именно культурная политика у них самая худшая в мире?
Почему при участии или неучастии этих людей разрушаются историко-культурные ландшафты Киева и других городов? Почему исчезают книжные магазины и библиотеки, протекают крыши музеев?
Почему исчезают книжные магазины и библиотеки, протекают крыши музеев?
Об этом поневоле думается, потому что нас приучили к красивой формуле Достоевского — "Красота спасет мир". Автор этих строк, скажем, всегда считал, что политика имеет эстетичное измерение. Если Мороз проиграл последние парламентские выборы — то это произошло не в последнюю очередь из-за того, что он пишет очень второстепенные стихи.
Но те же политики охотно повторяют формулу Достоевского — однако ничего не изменяется. Почему?
Возможно, одна эта выставка еще не свидетельствует о зрелых эстетичных запросах политиков-коллекционеров? А их колекци онирование — просто первобытный азарт? Скажем, упомянутый Фельдман собирает не только хорошую живопись, но и морские раковины и породистых собак. Возможно, эти коллекционеры в действительности совсем не разбираются в "красоте", а лишь в ее рыночной стоимости, а свои художественные коллекции собирают просто по советам хороших экспертов? Кстати, в Киеве прямо на улице Банковой есть художественный салон для особенно важных персон — без вывески. Я сам видел его визитку. Там написано: распорядок работы — по договоренности. То есть, по потребности вип-коллекционеров.
Возле Украинского дома я встретил известного искусствоведа Олега Сидора-Гибелинду и спросил, почему у нас не работает формула Достоевского. Он, как всегда категорически парадоксальный, ответил: во всем виноваты корректоры, которые невнимательно читали рукопись. Возможно, забыли после фразы "Красота спасет мир" поставить вопросительный знак или какой-то другой.
— О красоте здесь речь не идет! — сказал он. — У наших политиков плохой художественный вкус, и это хорошо. Надеюсь, у них еще долго будет плохой вкус!
— Но что в этом хорошего?
— А ты вспомни, у кого из советских вождей был очень хороший художественный вкус? Правильно, у Иосифа Виссарионовича. Он знал цену настоящему искусству. Но кому от этого стало легче?
Комментарии