Президент Польши Анджей Дуда 8 июля в Луцке принял участие в мероприятиях к 75-й годовщине Волынской трагедии. Украинский глава государства Петр Порошенко в тот же день посетил Польшу. В селе Сагринь открыл Мемориал памяти 660 украинцев, которые погибли от рук так называемых польских "крестьянских батальонов" и подразделений Армии Краевой в 1944-м.
Киев предлагал почтить память павших украинцев и поляков вместе. В Варшаве отказались.
Утром 46-летний Анджей Дуда побывал на мессе в соборе апостолов Петра и Павла.
— Мы хотим поддержать Украину в реформах, — говорит он. — Стремимся, чтобы она была безопасным государством, которое смотрит на Европу, а не на Восток, откуда в Украину веками приходит опасность. Я хотел бы, чтобы никогда больше одна нация не поднимала руку на другую. Наши отношения нужно опирать на правду. Там не может быть мести. Боль будет длиться, однако верю, что время заживит страшные раны одной и другой стороны. Наши хорошие взаимоотношения мы должны строить на исторической правде. Были польские акции отплаты, в которых погибали украинцы. Но поражает диспропорция. Приблизительно 100 тысяч поляков и 5 тысяч украинцев. Тогда не было войны между Польшей и Украиной. А была обычная этническая чистка. Речь шла о том, чтобы поляков с этих территорий удалить.
— Поляки и украинцы неоднократно вместе боролись против агрессии Московии — и побеждали. Кровавый конфликт 1943–1944 годов должен быть большим предостережением, — заявил 52-летний Петр Порошенко. — Мы, современные поколения украинцев и поляков, не имеем права ставить настоящее и будущее в зависимость от прошлого. Ведь как и во все времена, от нашего спора выигрывает третий. Не украинец и не поляк, а тот, кто в настоящий момент творит агрессию против нашего государства с востока. Это делается, чтобы расколоть украинский и польский народы. Разве можем дать ему хоть один шанс на победу? Это — враг, захожий, оккупант. И мы не дадим ему никакого шанса.
"Президент Польши Дуда заявил, что его поражает диспропорция потерь в польско-украинском конфликте: "100 тысяч поляков, 5 тысяч украинцев". Польским политикам теперь недостаточно подавать ничем не обоснованные цифры погибших поляков, — написал в "Фейсбуке" Владимир Вятрович, 41 год, директор Украинского института национальной памяти.
— Теперь они еще и считают нужным приуменьшать количество украинских смертей. Точных данных относительно потерь ни украинцев, ни поляков нет.
Сагринь — символ памяти о тысячах украинцев, убитых в польско-украинском противостоянии. В течение 10–11 марта 1944 года польские подпольщики уничтожили еще 15 украинских сел".
— Варшава в отношениях с Украиной ввела так называемую историческую дипломатию. Спекулирует на прошлом. Особенно на негативных страницах, — говорит эксперт по международной политике 65-летний Григорий Перепелица. — Это позволяет сделать из Польши феномен жертвы — как Израиль с Голокостом. И получать из этого политические дивиденды. Образ жертвы также мобилизирует электорат провластной партии "Право и справедливость". Однако вытягивание из ящика старых скелетов — ошибочная стратегия.
Администрации Дуды и Порошенко пытаются найти компромисс и уменьшить градус напряжения. Он действительно большой. Поэтому не удалось договориться об общем возложении венков жертвам. Приняли компромиссное решение: Порошенко поехал в Польшу, а Дуда прибыл на Волынь.
Польский президент имеет довольно умеренные взгляды в этом вопросе. Но он выдвинут от партии "Право и справедливость". Не может отходить от ее позиции. В этой ситуации очень трудно достичь понимания. Украинская сторона прилагает большие усилия, чтобы снять эту проблему. Ведь она грозит стратегическому партнерству между Варшавой и Киевом. И играет на руку Москве.
Комментарии
1