Экономическими неурядицами украинца испугать не так уж и тяжело: все хорошо помнят ужасные времена первой половины 90-?х, необузданную инфляцию и пустые полки магазинов. Потому нынешнее ощутимое подорожание бензина, мяса, сахара может вызывать не очень хорошие ассоциации. Что же в действительности происходит и может произойти, "ГПУ" рассказывает старший экономист Международного центра перспективных исследований Евгения Ахтирко, 34 года.
Насколько оправданными являются всевозможные апокалиптические прогнозы?
— Для них я не вижу никаких оснований. Напротив, недавно проведенный нами опрос потребительских настроений свидетельствует, что люди оптимистично оценивают и собственное благосостояние, и то, как будет развиваться экономика в ближайшем будущем.
Действительно, беспокоит инфляция. Но по нашим прогнозам потребительские цены вырастут в этом году на 14%, а имеющиеся доходы — на 18%. Улучшается благосостояние граждан, которые имеют доходы, ниже средних, — пенсионеров, людей, получающих те или другие виды социальной помощи. В последнее время они покупают товары длительного пользования: мебель, электротехнику и другое. А значит, люди рассчитывают на стабильные доходы.
Допускать, что Украина может скатиться до того, что было в начале 90-?х, нет никаких причин. Тогда было длительное падение внутреннего валового продукта. Хотя в настоящее время экономический рост несколько замедлился, но все же длится. Темпы инфляции, может, и вызывают обеспокоенность, но они не катастрофические для благосостояния населения и не угрожают стабильности в государстве.
То, что люди стали больше покупать, не свидетельствует ли o их неуверенности: мол, если не купят сегодня, то завтра это может быть в пять раз дороже?
— Достаточно высокие инфляционные ожидания населения мы наблюдаем на протяжении последнего года. Но осенью 2004-?го склонность к потреблению была меньше. Тогда действительно никто не знал, что будет со страной через несколько месяцев. Если бы такая же неуверенность в будущем была у людей сегодня, то с собственными средствами они вели бы себя иначе. А так — если есть реальная необходимость что?-то приобрести, то люди делают это сейчас, не откладывая на полгода. Большие расходы лишь частично объясняются инфляцией. Они предопределены также ожиданием длительных и стабильных доходов.
Эта стабильность сохранится и для людей с низким уровнем доходов?
Удерживание от реформ в ближайшее время гарантирует людям большую стабильность
— Мы уже перешли ту границу, когда люди отказывают себе в самом необходимом. Наш опрос свидетельствует, что даже у самых бедных накапливаются деньги, они собираются покупать товары длительного пользования. И представить себе, что социальные выплаты будут уменьшены, достаточно тяжело. Быстрее правительство пойдет на увеличение дефицита бюджета, на определенную макроэкономическую нестабильность, но у наиболее незащищенных слоев людейсохранится по крайней мере сегодняшний уровень доходов.А может, люди покупают больше, боясь экономической нестабильности из-за будущих парламентских выборов?
— Последние 5—6 лет доказали, что такие опасения безосновательны. Даже когда что-?то где-?то исчезает, то рыночная экономика исправляет ситуацию достаточно быстро. Потому покупать больше, чем нужно — не очень рассудительно, и люди это понимают. Ведь товары длительного пользования становятся устаревшими, вместо этого появляются новые, лучше как по цене, так и по качеству.
К следующим парламентским выборам от правительства не следует ожидать серьезных реформ. Как думаете: для сохранения нынешнего уровня благосостояния граждан это хорошо или плохо?
— В краткосрочной перспективе это, конечно, хорошо, ведь не появятся новые расходы. Например, не будет увеличения цен на жилищно?-коммунальные услуги в результате реформы коммунального хозяйства или же медицинских расходов в случае реформы в сфере здравоохранения. На ближайшее время удерживание от реформ гарантирует людям большую стабильность. Но и слишком длительное промедленье с ними является опасным. Без серьезных реформ мы не можем рассчитывать на стабильные темпы роста экономики, а это усилит неопределенность и риски.
Комментарии