Ексклюзивы

Парламентская республика угрожает безопасности и независимости Украины

Автор: рисунок: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Если политики во время утверждения Конституции учитывают интересы всей страны, то она хорошо работает десятки или сотни лет. Наши же переписывают ее каждый раз, когда чувствуют силу оттянуть под себя лишний ломоть полномочий.

Дошла очередь и до премьера Юлии Тимошенко. Почувствовав укрепление своего рейтинга, лидер БЮТа выдвинула идею создания в Украине парламентской республики — исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра, избираемого парламентом.

В этом намерении Тимошенко может получить неожиданного союзника — Россию. Кремль всегда последовательно выступал именно за такой строй в Украине и поддерживал выступающих за это политиков. В свое время Александр Мороз и Виктор Медведчук быстро получили благосклонность Москвы благодаря активному продвижению идеи сосредоточения всей власти в парламенте.

Почему же Россия с ее почти неограниченной президентской властью уже не первый год симпатизирует развитию мягкой парламентской демократии в соседней Украине?

Дело в том, что любая парламентская республика чрезвычайно уязвима для внешнего давления. У политиков из других стран появляется возможность создавать конфликтные ситуации, играя на интересах лидеров национальных партий. Ведь при такой политической системе эти у этих партий огромная власть и разные интересы.

Поэтому России будет выгодно сталкивать между собой разные политические силы, подыгрывая то одной, то другой. Выторговывая таким образом у украинских политиков уступки для Кремля. В целом в этом смысле Россия ничего нового не придумала. В парламентской республике, где вся власть принадлежит разрозненным и вечно ссорящимся партиям, легче всего воплощать давний и эффективный принцип Римской империи — разделяй и властвуй.

Еще одна проблема, делающая парламентскую Украину уязвимой для давления извне, — хроническая нестабильность власти. Тимошенко утверждает, что через свою конституционную реформу стремится преодолеть конфликт между премьером и президентом. Но именно парламентская республика является более конфликтной, если сравнивать ее с нынешней премьерско-президентской системой.

Ведь ключевой фигурой в такой республике становится премьер, зависящий от договоренностей лидеров депутатских фракций. А не от избирателей, как в случае избранного на 4–5 лет президента. Можно только представить премье ра–заложника депутатов, постоянно захватывающих трибуну, угрожающих сложить мандаты, запускающих под купол парламента шарики и играющих бесконечный мексиканский сериал на тему, кто кому что обещал и кто кому изменил!

В условиях наших несовершенных партий нынешний конфликт между премьером и президентом будет перенесен в стены парламента, где он только многократно усилится. Но в этом случае ссориться между собой будут не премьер и президент, а лидеры фракций. Из-за этого у них бесспорно появится желание и вдохновение часто менять зависящего от них главу правительства. Парламентские республики редко демонстрируют стабильную работу Кабмина, а для нас эта нестабильность может стать угрозой национальной безопасности и независимости.

Поэтому лучше вернуться к дискуссии о парламентской республике только после того, когда мы сможем полностью гарантировать безопасность Украины от постоянного вмешательства со стороны России. То есть после вступления в НАТО. Поэтому если Тимошенко действительно хочет навести порядок в стране путем внесения изменений в Конституцию, то сначала следует взяться за информационную кампанию относительно Альянса. В первую очередь в центральной Украине, где у БЮТа доминирующие политические позиции.

Сейчас вы читаете новость «Парламентская республика угрожает безопасности и независимости Украины». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть