Ексклюзивы
вторник, 15 июля 2008 16:59

Некачественный товар нужно возвращать в магазин

  Виталий Безрукий: ”Меня смешат вопросы покупателей наподобие: а этот сыр у вас свежий?”
Виталий Безрукий: ”Меня смешат вопросы покупателей наподобие: а этот сыр у вас свежий?”

Директор Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз Виталий Безрукий, 37 лет, советует людям быть особенно осторожными при покупках в грудных.

Насколько наши люди знакомы со своими правами как потребители?

— В целом настолько, насколько им это нужно. Но в отличие от западного потребителя у наших - с советских времен осталось убеждение — за него кто-то должен что-то сделать. То есть, если возникает проблема, нужно звонить по телефону в соответствующие инстанции и там ее решат. Мол, государство должно за меня вступиться.

На Западе иначе. Там нет таких ожиданий и, соответственно, разочарований. Потребитель при возникновении проблемы решает ее сам: обращается в юридическую консультацию, к адвокату и тому подобное.

Например, в Швеции нет отдельного органа власти, который бы специализировался на защите потребителей. В округе есть поверенный, который представляет государство. Но это такой себе третейский судья, который помогает сторонам уладить конфликт на выгодных для каждой условиях. Там привыкли договариваться, искать компромисс. У нас такого нет. В США вообще защитой прав потребителей занимается прокуратура. Но она занимается делами, которые зацепили интересы многих людей.

Чем может быть неудовлетворен европейский потребитель?

— На их рынке тоже много некачественной продукции. Но если в одной из стран Евросоюза обнаруживают некачественную продукцию, то через систему раннего предупреждения передают эту информацию в другие. Например, в апреле этого года так разошлось сообщение об украинском подсолнечном масле. Или как-то в супермаркетах Великобритании в польских маринованных огурцах нашли битое стекло. Но больше всего у европейцев проблем возникает с китайской дешевой техникой и игрушками.

И какие санкции?

— Снятие с продажи и большие штрафы и производителю, и распространителю. Конечно, компенсация потребителю, если суд признает его потерпевшим. В Западной Европе работает система рыночного надзора. Там отсутствует система сертификации и все проверки в розничной сети проводят анонимно. Инспектор как покупатель покупает товар, и потом его проверяют.

У нас такое есть?

— Сейчас обсуждают законопроекты о рыночном надзоре. Планируют так же заменить систему сертификации и защитить потребителя по примеру Европы. Но, по моему мнению, эти законопроекты идиотские, не рыночные. Например, там написано, что проверяющий должен за десять дней предупредить о своем визите!

У нас непросто вернуть некачественный товар в магазин. Какие контраргументы выдумывают продавцы?

— Принесете мобильный телефон в сервисный центр, вам скажут: сами утопили его в супе или унитазе. Любимый аргумент станции техобслуживания — вы заправили свой автомобиль некачественным бензином. Если сгорел фен или телевизор — обвиняют "прыгающее" напряжение. Но потребитель оправдываться не должен. Пусть это делает производитель товара или продавец. Это в их интересах. Чаще всего магазины проводят экспертизу в сервисных центрах, и потребитель имеет право при ней присутствовать.

Цифровой фотоаппарат в Украине можно купить за 100 гривен, в Европе — от 100 евро

Когда товар сертифицируется, его проверяют на безопасность, а не на качество. А причину поломки может выявить только арбитражная экспертиза. Такую относительно обуви и одежды, например, делают в Торгово-промышленной палате или в Лаборатории легкой промышленности. Но она дорогая. На обувь, например, стоит до 900 гривен. Платит тот, кто заказывает.

Какие товары и услуги чаще всего вызывают сетование украинских покупателей?

— Обувь, установка металопластиковы х окон и дверей, химчистка, услуги туристических фирм. Реже — продукты питания. Советую быть внимательными: на нашем рынке много китайской дешевой техники, которой закрыт путь в страны Евросоюза. Например, цифровой фотоаппарат в Украине можно купить за 100 гривен, в Европе — от 100 евро.

На что стоит обращать внимание, делая покупки?

— Еще до посещения магазина следует определиться, что вы ожидаете от этого товара. Особенно если планируете дорогую покупку. Приобретение бытовой техники — серьезный шаг, к нему нужно подготовиться: выучить технические характеристики, отзывы о производителе, посмотреть результаты тестирования этой техники. Это можно сделать на нашем сайте www.test.org.ua. У любого товара в магазине есть сертификат. Но только сравнительный тест показывает реальную картину. После покупки храните чек и гарантийный талон. Упаковочную коробку — не больше двух недель, если собираетесь поменять товар. Требования некоторых магазинов хранить упаковку дольше, иначе товар назад не примем, являются незаконными.

В случае претензий к товару покупатель имеет дело только с магазином, где его купил. Ни с сервисным центром, куда его может направить продавец, ни с производителем. Товарный чек — это подтверждение ваших отношений. Стоит помнить и об обменном фонде. На время ремонта, скажем, бытовой техники или мобильного телефона, магазин должен предоставить вам во временное использование другой.

Во время покупки не обольщайтесь прислужливостью продавца. Его задание — продать товар. Меня, например, смешат вопрос покупателей наподобие: а этот сыр у вас свежий? Особенно осторожными будьте в декабре. Перед новогодними праздниками в розничной сети продается до трети годового товарооборота. Покупая продукты питания, особенно детского, читайте надписи на этикетках и обертках относительно срока хранения и состава продукта.

Что ожидает украинский потребительский рынок после вступления во Всемирную торговую организацию?

— Существенно ничего не изменится. Ни к лучшему, ни к худшему. Чтобы поднять качество товара, необходимо внедрять стандарты Евросоюза. Самого понятия "нормы ВТО" не существует. Есть общие требования к товару. А обеспечивать безопасность продуктов и противодействовать поступлению некачественной продукции на наш внутренний рынок должен тот же рыночный надзор.

Сейчас вы читаете новость «Некачественный товар нужно возвращать в магазин». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть