Председатель секретариата прежнего премьер-министра Польши Казимежа Марцинкевича 39-летний Марьян Пшездзецки говорит, что работать в Украине польским бизнесменам стало легче, хотя большой проблемой остается неравенство перед законом.
Польские бизнесмены до сих пор побаиваются работать на украинском рынке?
— Да, и не только из-за неуверенной политической ситуации. Есть структуры, говорящие о каких-то там "крышах". Ранее были угрозы со стороны ваших областных администраций, постоянные непонятные проверки на местном уровне.
Правда, сейчас ситуация немного изменилась в лучшую сторону, но не все в Польше об этом знают. А устоявшийся ранее имидж мешает доверию. Однако больше всего беспокоит украинское законодательство.
Плохие законы?
— Дело не только в качестве, но и в выполнении. Закон должен быть один для всех. А здесь для одних одни условия, для других — другие. Это очевидно, уже начиная с таможни. Да и на границе постоянные очереди. Так нельзя развивать рынок. Польский опыт показывает: инвестор открывает производство после того, как создал для бизнеса почву — нашел клиентов, заключил договоры и т.д. На это идет 3–4 года. И в этом плане условия работы в Украине очень непростые.
А что привлекает польских инвесторов в Украине?
— В первую очередь сам рынок. Сегодня наши компании активно работают в основном в Западной Европе. Инвестируют в энергетику, банковскую систему, телекоммуникации. Это большие проекты. Больше всего экспортируют в Германию — на сумму около 20 миллиардов долларов в год. Тогда как по польской статистике экспорт в Украину в прошлом году составлял около 4 миллиардов долларов.
В прошлом году экспорт в Украину составил около 4 миллиардов долларов
В настоящее время в Украину поляки инвестируют в мелкое производство. Речь идет о нескольких сотнях компаний. Именно такой мелкий бизнес для вас является очень надежным и перспективным. И это начинает понимать местная власть. Еще лет десять назад многие руководители вели себя иначе — хотели что-то от инвесторов, мешали, угрожали. Сейчас менталитет изменился. Хорошие отзывы о Львовской, Волынской, Житомирской области.
Какие регионы Украины привлекательны для польских инвестиций?
— Наиболее привлекательны — западные. Еще несколько лет назад в Польше существовала мысль, что Западная Украина не перспективна, многие люди выехали за границу на заработки. Мы думали, что деньги есть только в Восточной Украине. А сегодня видим, что в восточных регионах мелкий бизнес не развивается, а в западных — наоборот. Работники привезли деньги и вкладывают их в развитие собственного бизнеса. Вчера был киоск — сегодня уже магазин, а завтра, смотришь, и фирмочка.
Польский бизнес готов в этом сотрудничать. Сейчас он неплохо чувствует себя во Львовской, Волынской, Ивано-Франковской, Житомирской, Винницкой, Киевской областях. Для польских предпринимателей интересна также Харьковщина — там много учебных заведений, высокий интеллектуальный потенциал, хорошие кадровые ресурсы.
Экспорт в Украину растет?
— Да, постепенно. Но есть проблемы. После оранжевой революции украинское правительство закрыло специальные экономические зоны, и многих это смутило. Но, думаю, это не навредит общему сотрудничеству. Кстати, экспорт Украины в Польшу тоже растет. Но ассортимент другой.
Что экспортируют наши государства?
— Мы — в основном строительные материалы, бытовую технику, продукты питания, машины, детали к ним. Украинский " Авто ЗАЗ" купил завод в Варшаве. А с Украины к Польше идет дерево, щебень и тому подобное. Хотя в последнее время начали поставлять и зерно. Думаю, перспективным будет экспорт в Польшу из Украины камня, металла, цемента, щебня. Польша активно перестраивается. Бум начался два года назад, из-за вступления в Евросоюз. ЕС выделил на строительство 80 миллиардов евро, в частности 30 миллиардов — на дороги.
Кстати, проведение Польшей и Украиной Евро-2012 может изменить уже существующие проекты. Так, автобан, который планировался в другой части страны, построят к городам, которые будут принимать чемпионат, — Варшавы, Гданск, Познани и Вроцлава. Автобан к украинской границе Польша планировала построить не ранее 2016 года, но из-за Евро-2012 работы ускорят.
Страны будут строить "футбольные" автобаны совместно?
— Нет, каждая самостоятельно. Украина собирается строить автобан от польской границы до Львова, а после автобан Львов—Ровно—Киев. Я сомневаюсь, что украинцы успеют построить автобан Львов—Винница—Днепропетровск. Не говорю о финансовой стороне проекта — даже с технической точки зрения масштаб операции безумен.
Комментарии
1