На этой неделе должно состояться заседание Межведомственной комиссии при Кабмине по использования нефтепровода "Одесса – Броды" в аверсивному режиме, то есть — транспортировать нефть из Одессы до Бродов. Сегодня абсолютное большинство экспертов уверено, что правительственная комиссия не поддержит предложений относительно аверса, которые поступили от двух западноукраинских нефтеперерабатывающих заводов — "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья".
Еще тогда, когда сооружение украинского нефтепровода начиналось, многие из россиян, которые не желали иметь ни в Украине, ни в Европе азиатских конкурентов своей нефти, считали "Одесса – Броды" антироссийским проектом. Владельцу нефтяной империи "Лукойл" Вагиту Алекперову даже приписывают высказывания, что он, мол, готов вложить средства в трубопровод "Баку – Джейхан", чтобы труба "Одесса – Броды" оставалась сухой. Впрочем, точно не известно, что Алекперов такое говорил, потому что он на одной из конференций выражал Украине, которая строила в тот период "Одесса – Броды", поддержку и давал советы.
Но как бы то ни было, российский интерес был именно в том, чтобы не дать украинцам каспийской нефти. Но как это сделать, если даже первое правительство Виктора Януковича, как казалось, прилагало все возможные усилия к тому, чтобы запустить нефтепровод? И все же в разгар очередного газового кризиса в отношениях двух стран "Одесса – Броды" стал разменной монетой. Показательно, что первичное решение об использовании компанией ТНК-ВР нефтепровода в реверсивном (из Брод в Одессу) режиме было зафиксировано тайным протоколом, о котором знали даже не все члены тогдашнего правительства. Украинская пресса подняла по этому поводу большой шум, который , впрочем, не имел никаких серьезных последствий. И в конце июня 2004 года реверсивная схема была официально воплощена в жизнь. Поэтому отроду трубопровод использовался лишь для транспортировки российской нефти из Бродов в Одессу и дальше танкерами через черноморские проливы. С тех пор по 1 мая этого года нефтепроводом было переправлено в порт Южный, что вблизи Одессы, немногим больше 22 млн т сырья. За эту работу Украина получила $226 млн. Причем лишь в 2007-м наши контрагенты впервые выполнили свои договорные обязательства и протранспортировали по нефтепроводу 9 млн т. В 2006 году они смогли переправить 3,4 млн, в 2005-м — на 5,75 млн. В 2004-м — на миллион тонн.
Российский интерес был в том, чтобы не дать украинцам каспийской нефти
И все же нефтепровод строили для транспортировки каспийской, а не российской нефти. В начале 2007 года правительство поручило Минтопливэнерго и Минэкономики вместе с НАК "Нефтегаз Украины" и компанией "Укртранснефть" к 2008-му подготовить к подписанию межправительственный украинско-польский договор о достройке нефтепровода "Одесса – Броды" к польскому городу Плоцк. Реализация этого проекта должна сделать использование нефтепровода в прямом режиме более привлекательным для иностранных инвесторов и владельцев нефти. Тем более, что впоследствии нефтепровод планируют продлить к Гданьск, предоставив ему таким образом выход в бассейн Балтийского моря.
Много красивых слов относительно будущего нефтепровода были сказаны также на энергетическом саммите, который состоялся в Киеве в мае по инициативе президента Украины. Саммит выглядел как явный триумф Виктора Ющенко. Ведь на нем не только Азербайджан, но и Казахстан, который имеет больше свободной нефти, заявили о своем принципиальном согласии заполнить "Одесса – Броды".
И в самом деле, тогда казалось, что нефтепровод вот-вот вернется к проектному направлению. Тем более, что еще в начале января руководители двух упомянутых западноукраинских нефтеперерабатывающих заводов обратились к Виктору Ющенко, Юлии Тимошенко и председателю НАК "Нефтегаз Украина" Олегу Дубине с просьбой принять решение об аверсе. Они указывали, что получили коммерческие предложения о поставке 5 млн т каспийской нефти.
Но все вышло, не так как задумывалось. Хотя в Баку таки были подписаны протокольные документы относительно поставок из Одессы в Броды 5 млн т нефти в год. Премьер-министр заподозрила в проекте коррупцию и запретила украинским чиновникам принимать участие в любых подписаниях и даже обсуждениях этого вопроса.
Президентская сторона отреагировала быстро. Ющенко сделал это достаточно мягко: "Скажите, пожалуйста, ну о какой коррупции здесь может идти речь, когда есть стопроцентная государственная монополия, которая обеспечивает транзит нефти? Средства от этой монополии попадают в государственный бюджет. Ну давайте смотреть правде в глаза". А вот в его секретариате применили достаточно жесткие вылавливания. Заместитель председателя секретариата Андрей Гончарук заявил, что предложенная схема аверса — это единственная реальная возможность спасти от упадка украинскую нефтеперерабатывающую отрасль. Он обвинил правительство в том, что "сегодня вся система магистральных нефтепроводов Украины находится в фактической зависимости от двух иностранных заказчиков — российской компании "Транснефть" и офшорной компании "Скилтон" (Кипр)". А также отметил, что 28 июля Совет национальной безопасности и обороны признал неудовлетворительной деятельность правительства относительно проектного использования нефтепровода "Одесса – Броды". Гончарук обвинил Тимошенко в саботаже решений С НБО, обязательных для всех органов власти в стране.
Повторим, вероятность того, что правительство поддержит предлагаемый проект прямого использования нефтепровода "Одесса – Броды" слишком мала. Следовательно, имеем очередной острый властный конфликт между президентом и премьером. Конфликт, который погубит будущее нефтепровода "Одесса – Броды", а следовательно, угрожает интересам всей страны.
Комментарии