Национальная идея должна заключаться в построении сообщества гражданского типа, которая имеет перед собой ответственную державу. Так считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, 53 года.
- Возвращение нашей политико-экономической системы к Конституции 1996 года, где чрезвычайно широкие полномочия, означает, что государства как института нет. Происходит регресс к так называемому персоналистско-президентскому режиму, от которого мы пытались отойти 20 лет. В советской системе правили не законы, а люди. Властная вертикаль как совокупный образ ручного управления была компенсацией "недодержавы". Потом ее сломали на Майдане, но следующие пять лет не смогли создать институциональное государство.
Сейчас общество не влияет на власть через систему демократических институтов. Поэтому не случайно безответственное экономическое и политическое поведение нынешней элиты, их сыновей и внуков. В обществе не сформированы институты, которые были бы противовесами таким моделям поведения.
Нацию мы не построили. Даже в культурном плане у нас постоянно споры относительно одного или двух государственных языков.
Наше информационное пространство заполнили российские сериалы, музыка, филиалы московских газет. Проблема не в том, что они русскоязычные, а в том, что ретранслируют в Украину олигархически силовую и административную модель вертикали. Получается: с одной стороны есть идея, где правит государство и власть, которая ведет в светлое будущее путем силовых действий. С другой - европейская модель гражданского общества и правового государства, где правит закон. Мы стоим между двумя дорогами.
Для создания нации нужны границы - территориальные, информационные, ментальные. Они отграничивают и одновременно выстраивают нацию в мире. То есть для Украины национальная идея означает состояться нам как украинцам и найти свой путь к миру. Установить открытость культуры, либеральную экономику, выборную демократию, массовое участие в политике, гражданской жизни. За 20 лет мы не решили эти задачи.
Мы застыли в истории. Ходим по кругу от национальной идеи к кучмистам и совку. Эта неопределенность была выгодна украинской элите, получавшей выгоду и при этом державшейся независимо от Москвы и Европы. А людям в этой ситуации жить не так хорошо. Люди хотят жить, как в Европе. У нас пассивная революционная ситуация.
Приход к власти Партии регионов обнажил отжившие формы, мешающие движению вперед.
"Регионалы" выполняют в реформировании Украины ту же роль, что и ГКЧП в распаде СССР, - показывают все опасности. Мы видим, что уже нет "оранжевых" и "бело-синих", а есть проблемы в экономике, правовой системе, отсутствии "социальных лифтов" для талантливой молодежи. Раньше все адаптировались, давали взятки и обходили, например, налоговую систему. Теперь понимают, что проблемы так уже не решить, потому что никто гарантий не дает.
Необходимо ликвидировать остаточный ГУЛАГ. Имею в виду всю эту советскую правоохранительную силовую систему. Даже топовые политики увидели, какие у нас тюрьмы - средневековые. Видят, какая милиция, суды и судьи. Не говорю о налоговой. В СССР силовые структуры были подконтрольны хотя бы партии, а сейчас они подконтрольны только одному лицу - президенту. Эта сталинская модель государства еще хуже советской. Она не изменилась за 20 лет, только загнивает. Это должно скоро закончиться.
Люди поняли, где надо делать реформы. Необходимо уничтожить сталинскую часть государства, изменить ее на европейскую. Это проблема выживания граждан, предприятий и элит, попавших под карательную машину. Теоретически они могли бы применить этот каток к нынешней власти. Если эта перспектива станет более-менее реальная, нынешней власти самой придется реформировать систему. Единственный способ себя обезопасить - создать в Украине правовое государство с реальной демократией.
пятница, 29 июля 2011
09:44
Спецтема: 20 лет независимости!
"Нацию мы не построили"
×
Комментарии
204