— О том, что меня хотят скинуть, я знал еще в августе, — вспоминает Виталий Масол, 81 год. — В Оперном театре собрались представители диаспоры. Сказали: "Виталий Андреевич, вы один остались из старой гвардии. Владимир Щербицкий (первый секретарь КПУ. — "ГПУ") умер, Валентина Шевченко (председатель президиума Верховной Рады УССР. — "ГПУ") ушла в отставку. Теперь — ваша очередь".
На мое место рвался Станислав Гуренко, первый секретарь КПУ. Он мне сказал: "Мы с тобой не сработались бы". Я ответил: "Знаю. Меня это не беспокоит".
Вы могли избежать отставки?
— В целом да. Но политбюро партии хотело поставить своего на это место. Должность заместителя главы совета министров их не устраивала. Я не желал участвовать в грязной грызне, поэтому спокойно ушел в отставку.
В 2000-м Олесь Доний (один из лидеров "революции на граните", сегодня народный депутат. — "ГПУ") сказал мне, что среди требований студентов не было моей отставки. Они добивались отставки председателя Верховной Рады — Леонида Кравчука. Мою фамилию вместо его вписали коммунисты во главе с Гуренко.
Почему Леонид Кравчук через четыре года опять пригласил вас на должность
премьера?
— Сказал, что я самый подготовленный человек. Под моим руководством правительство уменьшило налог на добавленную стоимость с 28 до 20 процентов. Начался подъем народного хозяйства. Этот налог работает и до сих пор.
При моем премьерстве приняли решение о переходе к рыночной экономике и о "нулевом варианте" долгов СССР. А нужно было платить 16 миллиардов долларов Международному валютному фонду.
Потом президентом стал Кучма, и мне не дали возможности работать. Пусть это будет на его совести.
Что нужно сейчас делать в государстве?
— Во-первых, нужно изменить состав парламента. Потому что там одни богачи, которые удовлетворяют свои интересы. Пока в Раду не придут люди, которые понимают, что такое экономика и как ее развивать, нам будет очень трудно. Будем двигаться вперед, как на быках: цоб-цабе.
Вот ввели транспортный налог на машину. А нужно — налог на бензин. В мире кто больше ездит, тот больше платит. Вот у меня "волга", я плачу 1,5 тысячи гривен, а у олигарха — "мерседес", он платит 3 тысячи. Но он ездит 300 тысяч километров в год, а я — только 300. Так богатые защищают себя.
Хотят ввести налог на жилую площадь. Но для богача 10 гривен за квадратный метр — это ничто. Если у него лишние 500 метров, то он за год заплатит 5 тысяч. А за месяц заработает миллион. А люди, которые получили квартиры еще при советской власти, должны заплатить 1000. Одну пенсию у них забирают!
Изменилась ли политика за последние 20 лет?
— А разве это политика? Политиков должно интересовать, как живет и работает народ. Пусть пойдут посмотрят, что на базаре и в магазине делается. У нас больше 190 партий, а жизнь не улучшилась. Вот пришла новая власть, решают вопрос отношений с Россией. Спокойнее стало. Но — неделю назад ездил в Москву. Яйца в Киеве стоили 3,5 гривни. Приехал — 9,5! А сколько корень петрушки или чеснок стоит на базаре? Цены уже зашкалили дальше никуда. Разве может за неделю цена вырасти втрое? Это что — политика? Куда смотрит Антимонопольный комитет? Где мэр, где комитет по защите прав потребителей? Их нет и не слышать.
"Украина без коммунистов пошла бы совсем другим путем"
Требование отставки в октябре 1990-го касалось исключительно Виталия Масола,
заверяет нардеп-"нунсовец" Олесь Доний, 41 год.
— Компартийная номенклатура просто сдала Масола. Украинский студенческий союз, который я возглавлял, требовал переизбрать Верховную Раду весной 1991-го включительно с Леонидом Кравчуком, национализировать имущество КПСС и ВЛКСМ и не подписывать новый Союзный договор. Львовяне из Студенческого братства привезли еще два требования: о службе в армии только на нашей территории и отставке главы совета министров. Почему Масола? У львовских студентов были тесные контакты с депутатами оппозиционной Народной Рады. Допускаю, последние предложили отставить лишь Масола, чтобы сохранить Раду того созыва и свои депутатские мандаты. Если бы власть тогда согласилась на перевыборы, то Украина без коммунистов пошла бы совсем другим путем.
Комментарии