Нынешнее состояние дорог связано с тем, что 98% всех ремонтных работ - это заделывание ям, а не капитальное строительство, считает эксперт по оценке консалтинговой компании "Инвест-эксперт" Виктор Медвидь, 29 лет.
- Срок службы так называемого ямочного ремонта - от трех до шести месяцев. Соответственно, если дороги подлатали в прошлом году, то этой весной будет полный бедлам, - объясняет Медвидь. - По данным Госкомстата, в 2012-ом изношенными были 80 процентов украинских дорог. Ежегодно количество таких увеличивается на 10 процентов, а строят новых только 5 процентов. Если так и дальше будет, через четыре года полностью изношенными будут 100 процентов украинских дорог.
Выход только в капитальном строительстве. Тогда дороги хватает не на три-шесть месяцев, а на 10-20 лет.
Что мешает делать капитальные ремонты?
- Коррупция в строительстве. Сметы завышают в разы, чтобы чиновники имели возможность получить "откат". Также неэффективно организовано строительство, из-за чего его себестоимость может расти втрое. Например, когда из одного района везут асфальт, из другого - щебень, технику берут в соседней области. Из нормативов, разработанных Кабмином, строительство 1 километра дороги на четыре полосы обходится в 5,5 миллиона гривен. А у нас на километр - 10-15 миллионов. Строим одно покрытие, а платим как за три.
Почему все капитально не отремонтируют за раз?
- На ямочный ремонт можно списать любую сумму. Проверить - нереально.
На каких уровнях крадут?
- Скажем, местная власть может делать серьезный ремонт только по государственной программе. Местные чиновники, как только получают деньги из Киева, должны отдать откат наверх. Да еще и самим на месте надо украсть. Поэтому проектную документацию готовят с завышенными суммами. Из одной гривны, которая инвестируется в дорогу, реально в строительство идет 20 копеек.
Мы проводили эксперимент - сами купили щебень, асфальт и все необходимое для аварийного ремонта дороги. Стоило это 70 гривен за "квадрат". А по сметам чиновников - 2764 гривны.
Деньги начали массово красть во времена независимости?
- Нет, еще при Союзе. Изменились только аппетиты. Раньше откаты составляли 10-20 процентов стоимости дорог. Сегодня - 80-90. Мы считали деньги, выделенные на строительство трасс к Евро- 2012. Вышло, что на ремонты списали сумму, за которую можно было построить очень качественную дорогу на шесть полос из Донецка во Львов.
Как решить проблему финансирования?
- Нужно 500 миллиардов гривен, чтобы сделать дороги идеальными. Акцизный сбор на горючее может принести около 2 миллиардов в год. Пассажирские перевозки - лишь до миллиарда. Этого не хватит. Мы предлагаем ввести оплату 5-10 копеек за килограмм груза, перевезенного автотранспортными компаниями. Тогда за год в бюджет будет поступать 125 миллиардов гривен.
Мост обошелся в 22 раза дешевле
Предприниматели райцентра Шарья Костромской области России сбросились деньгами и стройматериалами и возвели мост через реку Шарьевка. Капитальная переправа обошлась в 550 тыс. руб., 148 тыс. грн.
Зато по смете власти на строительство моста должны были потратить 14 млн руб. - 3,8 млн грн. То есть, в 22 раза дороже.
- Приходили жители поселка, говорили: ребята, я могу помочь вот этим, по 500 рублей, по 1000. Мы были рады дорогому вливанию, потому что это не в личный карман шло, это шло на материалы и ремонт, - говорит местный кузнец Сергей Захаров. Он организовал сбор средств на строительство.
Новый мост может выдержать транспорт весом до 12 т. Старый разрушился прошлым летом. Часть жителей Шарьи были отрезаны от центра города.
Комментарии
2