Бывший посол Туркменистана в Турции, а в настоящее время один из лидеров оппозиции Нурмухаммед Ханамов, 62 года, говорит, что покойный Сапармурат Ниязов любил выпить и поесть. Оппозиционер жалуется на преследование со стороны туркменских спецслужб.
Что стало причиной смерти Туркменбаши?
— Узнать правду сложно, тем более находясь за рубежом. Последние годы Ниязов серьезно болел, хотя это и скрывал. В октябре, например, когда был Рамадан и все постились, он официально заявил: "У меня болит сердце, я не могу соблюдать пост". В ноябре терял сознание на совещаниях. Врачи его предупреждали. Но к собственному здоровью Ниязов относился наплевательски. Любил выпить, поесть...
Почему Вас называют "врагом режима номер один"?
— В Туркменистане есть закон, которым карается даже неоппозиционная деятельность. Стоит просто пожаловатся на тяжелые условия жизни, и человека объявляют врагом народа. А за это дают от 5 до 25 лет заключения. Кстати, если бы наш разговор происходил в Туркменистане — вам бы угрожала та же статья. За недонесение.
И все же, почему вы — враг номер один?
— Я активно работаю в оппозиции... Может, им неудобно из-за меня? Возможно, в какой-то степени именно я помог Ниязову раньше уйти?
Вас называли одним из организаторов покушения на Ниязова в ноябре 2002-го и обвиняли в намерениях осуществить переворот...
— Все это было шито белыми нитками. И покушение, и переворот. Просто нужно было расправиться с оппозицией и инакомыслящими внутри страны. И все.
За это дают от 5 до 25 лет
Два года назад в России погибли оба ваших сына. Как это произошло?
— Тут не обошлось без спецслужб Туркмении. В Подмосковье машина столкнулась с тягачом " вольво". Это был замаскированный под аварию теракт. В спецслужбах есть наши ребята. Они сообщили, кто это сделал и за сколько. Мы все знаем: не могли достать меня, потому решили отомстить таким способом.
Как вы оказались за рубежом?
— Когда был послом в Турции, подал заявление об отставке. Мог бы и дальше угождать Ниязову, жить на широкую ногу. Потом перебрался в одну из европейских стран. После ноябрьских событий 2002-го спецслужбы режима узнали, в какую именно. Поэтому мне пришлось скрываться, кружить по миру.
Вас преследовали?
— Да. И сейчас преследуют. На родине я приговорен к пожизненному заключению. Среди оппозиционных деятелей таких много. Но достать меня они не могли. Я всегда получал информацию и менял место проживания. А сыновья жили в России...Там наши спецслужбы действуют, как у себя дома. Открыто. Жена моя, кстати, до сих пор в России.
Правда ли, что Сапармурат Ниязов отменил балет, запретил золотые зубы, отстрелял всех воров в законе?
— Были казнены два вора в законе. Сначала по телевидению показали, как им выносили приговор. Потом все могли увидеть и самих расстрелянных. Относительно запрета золотых зубов, балета, закрытия оперного театра, академии наук, филармонии — это тоже факты. Ниязов решил, что народу это не нужно. И бороды также.
Говорят, Туркменбаши установил определенные социальные гарантии — бесплатные воду, свет...
— Бесплатной воды и газа в Туркменистане нет. Есть лимиты, в которые никто не может уложиться. А сверх нормы такие цены, что лучше услуги были бы платные.
Если оппозиция придет к власти, балет и золотые зубы вернете?
— Конечно. Зубы — по желанию. А балет — ну, да, как всегда...
Нурмухаммед Ханамов: "Последние годы Ниязов серьезно болел, хотя и скрывал это"













Комментарии