Старший советник "Альфа-Банка", бывший министр экономики, 56-летний Роман Шпек считает, что при проведении реформ власть недостаточно взаимодействует с народом.
Как Украине попасть в 20 самых развитых стран?
— Сначала следует посчитать, какой должна быть эффективность экономики, энергоемкость промышленного производства, валовой доход на человека. 4–5 процентов ежегодного прироста ВВП не позволяют реализовать определенную президентом цель. Темп роста должен быть не менее 8–11 процентов. За счет государственных инвестиций этого не достичь. Польша в настоящий момент на 22-ом месте. Нужно равняться хотя бы на нее. Следует повысить институционную способность правительства, развить рыночную инфраструктуру, проводить структурные реформы.
Возможно ли провести свыше двух десятков реформ за один президентский срок?
— Проблема Украины в том, что наши политики всегда пытались сделать что-то до выборов. Выборы проходят каждые два года, и мы никак не могли начать системных преобразований. Государственный деятель должен думать не о своем сроке, а о государстве.
Почему идея реформ встречает сопротивление граждан?
— В Комитете по экономическим реформам есть достаточно авторитетные и профессиональные люди. Гражданам следует относиться к реформам доброжелательнее и терпимее.
Единственное, что до сих пор не сделала власть — не убедила общество, что без изменений у государства не будет будущего. Ей недостает взаимодействия с обществом и бизнесом. А бороться с собственным народом неэффективно. Нужно сделать его сторонником преобразований. Но правительственные чиновники и ответственные за определенные направления ищут причины, как не осуществлять изменеия. Придумали выражение "непопулярные реформы". Нужно говорить "крайне необходимые". Если будем проводить реформы позже, то при худших обстоятельствах. Одной из таких может стать ситуация, когда прервем сотрудничество с Международным валютным фондом.
В правительстве говорят, что могут обойтись без кредитов МВФ.
— Пока приплыв валюты в Украину выше, чем отток, — через инвестиции, межбанковские кредиты, переводы из-за границы. Но валюта может так же быстро выйти из страны.
Сотрудничество с МВФ гарантирует продолжение реформ. Иностранные рейтинговые агентства будут лучше оценивать ситуацию в государстве. Поэтому заграничные банки станут давать кредиты на лучших условиях. Это также окажет позитивное влияние на поведение вкладчиков — будут расти взносы на депозитах.
Можно назвать реформой повышение коммунальных тарифов?
— В Украине потребления воды на человека в пять раз больше, чем в Париже. Зимой температуру воздуха в квартире регулируют не термостатом, а открыванием форточки. Парижане считают каждый кубометр и гигакаллорий, знают, сколько это стоит. А у нас повышают тарифы, а не качество услуг. Я получил новые платежки за коммунальные услуги и думал, что при таких ценах начнут убирать лестничные клетки и окружающую территорию. Но ошибся. Мы платим за услуги, которые не получаем. Почему протестуем на Майдане, под Верховной Радой, налоговой, а не под жэком или районной администрацией? Безусловно, тарифы должны покрывать стоимость услуг. Но нужны и новые инженерные решения в процессе реформирования.
Какие последствия налоговой и судебной реформ, которые сейчас проходят?
— Еще не видно, чтобы малый и средний бизнес начали развиваться активнее. Но за налоговую реформы брались специалисты, и, думаю, результаты будут. Во всяком случае, доходы бюджетов всех уровней выросли.
Для инвесторов самая главная проблема — невозвращение налога на добавленную стоимость. Из-за этого в Украину нельзя идти ни с одним бизнес-планом. Еще нужно побороть практику производства налога на прибыль авансом.
Судебную реформу нельзя откладывать, поскольку простому украинцу трудно найти правосудие, защитить собственность. Но проводить ее стоит параллельно с борьбой с коррупцией в судах и других органах власти. Часто разные суды по одному делу принимают противоположные решения.
Может, следовало начинать с реформы банковского сектора?
— Нацбанк в настоящий момент работает над возрождением доверия к финучреждениям, упрощением доступа к кредитам. На 1 апреля в банковской системе находилось почти 100 миллиардов гривен, которые можно было бы направить на кредитование экономики. Но финучреждения не могут рисковать, поскольку через суды взымать долг у недобросовестного заемщика проблематично. Залоговое имущество могут продать пять раз, пока длится судебная волокита.
Высокий уровень годовой инфляции — 9–11 процентов — отпугивает частных инвесторов. Вне банковского обращения 170 миллиардов гривен, 50–70 миллиардов долларов.
Почему реформы идут медленно?
— Сопротивление реформам идет с самих верхов. Верховная Рада не принимает нужные законы. Украинский феномен: изменения в Конституцию собрали 314 голосов, а за изменение закона о госзакупках не могут проголосовать 226 депутатов. Глава государства обеспокоен отрицательным сальдо внешней торговли. Дал поручение правительственным чиновникам исправить ситуацию. Пока об их мероприятиях ни слуху ни духу. Но не нужно что-то выдумывать, а взяться за развитие торговли, демонополизацию экспортеров, снять внутренние барьеры относительно экспорта. Нужен эффективный контроль за принятыми решениями. Кроме этого, следует развивать страховые фонды, банк реконструкции и развития.
Не может быть, чтобы 40 процентов предприятий государства были убыточными. Необходимо усовершенствовать законодательство о банкротстве, чтобы бизнес переходил в руки более эффективных владельцев. Я жил в Бельгии. Там ежегодно 10 процентов ресторанов обанкрочивались. Но они никогда долго не были закрыты. Приходила новая команда и работала лучше. Костюм в Украине стоит вдвое дороже, чем в Европе. А у нас такие цены из-за отсутствия конкуренции. Предприниматели имеют необоснованно высокие нормы прибылей. Есть возможность расслабиться и не совершенствоваться.














Комментарии