— По состоянию здоровья мы больные и неврастеничные, так как живем в прокоммунистической и националистической ностальгии, — рассказывает об идеалах украинцев социальный психолог Олег Покальчук, 55 лет.
- Наши правители ищут национальную идею. Для них это такая себе большая красная кнопка, на которую нажмешь - и люди мобилизуются в твою пользу, все загомонит, тебе понесут деньги. На самом деле во времена независимости за каждый отклик на призыв мы получали шиш. Общество не готово вкладывать эмоциональную, финансовую, моральную энергию в одни лишь призывы.
Для украинцев лозунга - это фон, не больше. Действием людей движет мотив. Источником мотива является сама жизни. Человек видит тех, кто своими действиями достигает успеха, и повторяет это. Украинцы же видят, что воры и прохиндеи живут на несколько порядков лучше.
Украинцы - индивидуалисты без понимания личной ответственности за свои действия, проблемы и выгоды от них. Нам важно хорошо называть себя. Такое тщеславие - очень по-украински. Я когда-то преподавал в институте. Теперь он гордо называется университетом, хотя качество образования не изменилось. По количеству профессоров и академиков наше общество одно из наиболее "ученых". Мы любим вышитую наградами жизнь. Медальки и ордена стали нам заменителем вышитой рубашки. Украинец ментально не может выехать из села, даже живя в городе.
В 1917 году крестьяне радовались полученной земле, так как хотели стать помещиками. Первое, что они начали делать - не давали другим помещикам сеять и собирать урожай. Ныне идеальный образ украинской мечты - современный помещик. Наша зависть символизирована президентским имением "Межгорье". Но если поменять людей местами, никто не отдаст свое "Межгорье". В этом смысле американцы честны перед собой, так как говорят: "Мы - общество потребителей, а духовность занимает свое место согласно Конституции". Мы же врем, что на первом месте у нас духовность, материального нам не надо. Хотя мы общество не просто потребителей, а жадных потребителей.
Когда люди говорят одно, а думают и действуют иначе, за это всегда приходится платить. Нашу философию изменит экономический кризис. Придется затягивать пояса, а это повлияет на сознание. Мы начнем называть вещи своими именами.
Александр КУРИЛЕНКО
Комментарии