Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, 50 лет, считает, что нужно радикально пересмотреть систему социальной защиты.
Как оцениваете действия правительства по преодоление экономического кризиса?
— Принят парламентом антикризисный закон является шагом в правильном направлении. Также позитивным является то, что правительство и Нацбанк обратились в Международный валютный фонд по ссуду. Хорошо, что правительство провело переговоры с представителями разных секторов экономики — металлургами, строителями, банкирами. Потому что важно почувствовать, как чувствует себя бизнес и как можно отреагировать на его потребности. В свою очередь бизнес понял, в каких условиях работает Кабмин и что от него можно требовать. У правительства очень ограниченные возможности реализовать антикризисную политику. Мало денег. Он не может выделить на стабилизацию, скажем, 700 миллиардов долларов, как это сделали США.
Какие факторы углубляют украинский кризис?
— Наш кризис — это сочетание внутренних и внешних факторов. Вспомним, например, как бурно в течение последних лет развивалась строительная отрасль. Ясно, что она была "перегрета". Чем больше строили жилья, тем выше становились цены на него. Так же перегретым был и финансовый рынок, производство стройматериалов. Поэтому они падают болезненнее и быстрее, чем те отрасли, развивавшиеся медленнее. Есть и другие факторы — традиционная непрозрачность функционирования энергетического рынка, нереформованность системы социальных выплат, застой в институционных реформах.
В настоящий момент можно проводить структурные реформы?
— И правительство, и парламент должны четко определить приоритеты: что реально можем сделать, а чего нельзя в принципе. Ясно, что возвращение к курсу доллара в 5,05 гривны, на котором основывалась значительная часть валютных кредитов населения, невозможно. И как бы не колебались мировые цены на газ, нам за него все равно придется платить больше. А тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть такими, чтобы можно было покрывать реальные расходы и обновлять производственные фонды.
Нужно радикально пересмотреть систему социальной защиты
С другой стороны — обеспечить занятость можно за счет развития малого и среднего бизнеса. Потому что крупные предприятия будут восстанавливаться трудно. Следует вернуться ко внедрению "единого окна" регистрации субъектов предпринимательской деятельности и сокращения количества документов, нужных для получения лицензии.
То есть нужно ежедневно предпринимать какие-то шаги, которые в конечном итоге дадут существенный экономический результат. Немало стран использовали кризисы как шанс для восстановления экономики и проведения реформ. Ни одно государство не делало серьезных, болезненных и непопулярных реформ тогда, когда находилась в комфортных условиях.
Какая роль стабилизационного фонда и ссуды Международного валютного фонда?
— Ссуда МВФ — это деньги, засчитывающиеся на счета Национального банка и усиливающие золотовалютные резервы государства.
В настоящее время имеем большое негативное сальдо внешней торговли. Импортируют в Украину значительно больше, чем экспортируют. Чтобы покупать продукцию за рубежом, украинские предприятия должны выходить на рынок и скупать валюту.
Но средства МВФ нам дали не для того, чтобы мы их проедали. Их можно использовать при условии проведения экономических реформ. Я сравнил бы ссуду МВФ с кислородной подушкой, дающей пациенту возможность дышать, пока его оперируют.
Были случаи, когда такие ссуды тратили, но реформ не проводили. Тогда они превращались в государственный долг, который очень трудно вернуть при отсутствии роста экономики.
Средства стабилизационного фонда буду использовать на крайние меры. Например, в поддержку банковской системы или на помощь при массовой безработице. То есть эти деньги правительство сможет оперативно направлять на покрытие текущих проблем без решения парламента. Потому что во время кризиса ситуация меняется достаточно быстро.
Дешевеют активы украинских предприятий. Не скупит ли нас Россия?
— В такие периоды активизируется процесс слияния и поглощения компаний. Но не думаю, что российский бизнес активно будет скупать активы украинских предприятий. У него свои проблемы. К нам присматриваются представители других стран.
Какими в 2009 году будут инфляция, курс доллара, рост экономики?
— Рост замедлится на не менее чем пять процентов. Инфляция же в результате снижения деловой активности уменьшится до 15 процентов. Цены будут падать, но не в результате структурных изменений, а из-за уменьшения доходов людей. Соответственно вырастет конкуренция за покупателя. А курс доллара будет тянуться до 10 гривен.
Тимошенко всегда отмечалась популизмом, попыткам увеличить социальные выплаты. Теперь ей придется предпринимать жесткие и непопулярные шаги?
— Есть объективные условия, и она вынуждена будет в них действовать. У нас ежегодно добавляются льготы населению, не обеспеченные уровнем развития экономики. А, скажем, возвращение вкладов бывшего Сбербанка СССР не имеет рациональную экономическую подпочву. Это сугубо политическая акция.
С другой стороны, льготы закреплены законодательно. Были попытки их ограничить, но Конституционный суд каждый раз возобновлял.
Нужно радикально пересмотреть систему социальной защиты. Все льготы следует разделить на три группы. Нужно упразднить те, которые мы не способны реализовать и которые являются экономически нецелесообразными. Другие льготы можно реструктуризировать или отложить до лучших времен. А сейчас сохранить нужно только льготы для наименее обеспеченных.
Политическая нестабильность может помешать преодолению кризиса?
— Она является главным препятствием для бизнеса. Потому что делает невозможным быстрое принятие необходимых решений, отнимает время и силы для решения проблем. Это фактически деградация государства как инструмента, производящего и реализирующего соответствующую политику.
Можно принять правильные меры и сделать блестящие расчеты, но они останутся на бумаге, если не будет кому выполнять их с верху к низу. Потому что власть предержащие будут думать не о том, как преодолеть кризис, а о будущих выборах.
Комментарии