
Директор Института мировой экономики и международных отношений академик Юрий Пахомов, 77 лет, критикует оранжевую власть за отсутствие экономической стратегии и говорит, что Украина должна изобрести собственный велосипед.
Что стало причиной спада украинской экономики?
— Это и бездарная реприватизация, и распуганные инвесторы, и кадровая "чехарда". Уволили десятки тысяч подготовленных людей, а пришли недоросли.
Главными были два фактора. Во?-первых, беспорядок в управлении на высшем уровне. Во-?вторых — завышенные сравнительно с реалиями надежды. Известно, что разрыв между надеждами и реалиями вызывает спад духа и энергии. А в экономике дух господствует над материей, а не наоборот.
Но хуже всего — нарушен баланс между экспортом и импортом. Выслуживаясь перед ВТО, мы заранее под нее лягли. Снизили тарифы и обеспечили открытость, которая граничит с угрозой национальной безопасности.
Мы высокими темпами создаем хлам
Чтобы покрыть доходы товарами и избежать инфляционного взрыва, власть должна была прибегнуть к ревальвации гривни и понижению барьеров на пути импорта. И то и другое — удар не только по экспорту, но и по национальному производителю. Понятно, кто?-то нагрел на этом руки. Когда произошли мясной, бензиновый кризисы, все дорожало — предыдущее правительство прибегло к чрезвычайным мероприятиям. Они спасают сегодня, но загубят нас в будущем.
Вы назвали реприватизацию бездарной, но власть считает ее большим успехом...
— Какой успех, когда разбежались инвесторы, Запад в отчаянии? Такие вещи делают тихо, без паники, без запугивания всей страны. А здесь — и никого не посадили, и ничего не отобрали. Кудахтание было непропорционально снесенному яйцу. Немного пощипали одного, второго. Но истерика вокруг была такая, что это остановило производство и распугало инвесторов. Это были пиар и теневое перераспределение собственности. Негативно на инвесторов влияла и непоследовательность власти. Свободные экономические зоны, технопарки то закрывали, то обещали обновить и очистить от скверны. То обо всем этом забывали.
Эти зоны давали прибыль, модернизировали производство и внедряли новые технологии. Действительно, там было достаточно много махинаций. Но если, например, в Киевском университете обнаружили махинации, это не значат, что его нужно ликвидировать. Поэтому следовало убрать махинаторов. Вместо этого отвадили иностранных инвесторов.
Признаком профнепригодности власти является и отсутствие у нее стратегического виденья. Страна может жить, когда сегодня работает на будущее. А у властей даже мысль в ту сторону не обращается. Вон в Штатах разрабатывают стратегии на пять, десять, сто лет — заранее. А когда в телепередаче Савика Шустера я сказал о необходимости планирования, он ответил: "Мы уже жили в обществе, где были планы". И весь зал ему аплодировал. Аплодировал тому, что у нас нет будущего.
Но были и объективные причины неудач — например, закономерный спад ВВП?
— В последние годы мы лишь заполняли пустоты тех заводских мощностей, которые остановились с распадом СССР. Украина падала глубже и дольше, чем остальные постсоциалистические страны, потому и восстановление было длительным. Приводили в движение оборудование, заполняли рабочие места, и это дало такой рост. Но эта обновительная модель исчерпала себя еще во второй половине 2004 года.
И здесь не дай Боже было остановиться! Очень важно было на волне предыдущего успеха изменить эту модель на более современную, инновационную. Уже не возобновления, а развития и роста. А мы остановились, и производство упало в пять раз.
Вождь, способный поднять страну, не придет с Запада
И сейчас нам нужно не просто вернуться к высоким темпам. Они нас не спасут. Потому что мы высокими темпами создаем хлам! В первую очередь нужно было создать механизмы, которые сделали бы возможным перетекание капитала из архаичных отраслей в инновационные. Нужно разблокировать межотраслевые барьеры, —чтобы олигарху?металлургу было выгодно направить деньги в другие сферы. Нужен фондовый рынок, высокоразвитые пенсионные, страховые фонды. Те, которые дают "длинные" деньги, приносят доход в будущем. Люди получили бы через много лет свои капиталы. Деньги между тем вертелись бы в экономике. А инвесторы вкладывали бы средства в инновационные проекты, которые дали бы им преимущества сравнительно с архаичными предприятиями конкурентов.
Кроме того, нужно упорядочить отношения собственности. А их, наооборот, расшатали. Однако акции расшатанного производства не могут быть привлекательными. Я имею в виду не только реприватизацию, но и то, что вы никогда не узнаете, кто в действительности является владельцем предприятия.
У Януковича была именно такая программа перевода обновительной модели в инновационную. А эти ею даже не интересуются...
Можете ли назвать какие-?то успехи оранжевой власти в сфере экономики?
— То, что она наделала много глупостей. Не дай Боже, если бы был медленный успех. Украина никогда бы не вылезла из архаичной модели. Так бы и барахталась.
Что ожидает экономику Украины после выборов?
— Можно прогнозировать, что победит Партия регионов. Обратите внимание: большие хозяйственники всегда были только с Востока. Восток — это промышленная сфера. Там вырастают командиры производства, которые проходят путь от бригадира до директора огромного завода, а затем до министра.
Вся наша элита — воры
А Западная Украина исторически была периферией Австро-Венгерской империи. Это край песен, патриотизма, малых форм и дел. Кофейни у них лучше, чем на Востоке, они более работящие и добросовестные. Но никогда вождь, способный поднять страну, не придет с Запада. Люди из Хоруживки или Львова заниматься этим не могут.
Может ли Украина вступить в ЕС?
— Нас туда не возьмут. Самая главная причина — то, что регуляторы ЕС рассчитаны на выровненную территорию, а не на ямы и ухабы. Когда принимают ослабленные страны, то ЕС ощущает шок, сотрясение регулятивной системы. А мы дали бы такой перепад, что эти регуляторы вообще развалились бы.
Нельзя копировать то, что хорошо для развитой страны. Например, если страна сильная, она ревальвирует свою валюту, если слабая — наоборот, девальвирует. Для успешной страны 3% бюджетного дефицита — это нормально, а для слабой — маловато. Чтобы быть успешными, нужно выдумывать что-?то свое. Ведь главное богатство современного мира — не нефть, газ, черноземы или технологии, а модернизированные системные институты. И здесь неуместна наша любимая, потребительская по природе, идеологема: "не нужно изобретать свой велосипед". Нет в мире ни одной успешной страны, которая не изобрела бы собственного велосипеда. То есть своей, приспособленной к ситуации, системы.
Но я не верю, что Украина пошла бы в ЕС, даже если бы ее туда пригласили. Вся наша элита — воры. А жить, как вор, можно только здесь — ездя с "мигалками" на авто и имея милиционеров в охране.
Комментарии