Ексклюзивы
среда, 25 января 2012 09:48

Книгу вычеркнули из приоритетов государства

Автор: фото с сайта www.azattyq.org
 

Ситуация с книгопечатанием в Украине в 2011 году ухудшилась, считает президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, 57 лет.

— Имеем лишь рост на полпроцента количества названий изданных книжек. Но суммарный тираж этих изданий упал на 7 процентов. Сегодня Украина на последнем месте в Европе по количеству книг на душу населения. Издаем в год меньше одной на человека. Причем это вместе с учебниками, которые не являются общедоступными. От Польши и России отстаем в потреблении книги в пять раз. От Германии, Англии, Франции — в семь-девять раз.

В течение последних 16 лет Украина испытывает книжный голод — культурный, духовный, интеллектуальный. В свое время французский философ Дидро сказал: "Когда человек перестает читать, он перестает мыслить". Государство должно думать о своем будущем, а его строят лишь сознательные люди — с хорошим образованием, глубокими профессиональными знаниями, надлежащими моральными и культурными качествами.

В чем причина такого состояния книжки?

— Сегодня ее вычеркнули из приоритетов государства. Она не является элементом, который дает человеку возможность приобрести высокий социальный статус, рассчитывать на карьеру в управлении или на производстве. Ни на одном телеканале не увидеть рекламу книжек.

В Европе и США библиотеки закупают 30-40 процентов всех изданий, чтобы обеспечить свободный доступ любого гражданина к знаниям, которые продуцируются в стране. У нас все попытки пролоббировать такую программу заканчиваются фиаско. В 2008 году разработали программы для Минкульта — популяризации чтения и Госкомтелерадио — популяризации печатной книги. Однако их не утвердили.

В Украине государство фактически бросило отрасль. На учебники выделяют треть необходимого. На программу "Украинская книга" — 20 миллионов в год. Этого хватает, чтобы издать 300 тысяч книг — по одной на месяц на 18 тысяч библиотек. В позапрошлом году "Украинскую книгу" не профинансировали. В прошлом из выделенных 20 миллионов Госказначейство заблокировало в декабре 9,5 миллиона. Не заплатили даже за уже изданные по госзаказу книжки. Словом, государство не рассматривает книгопечатание как мощную индустрию. В России, например, премьер Путин взял под свою опеку издательскую отрасль. Потому что она влияет не столько на экономическое положение, но и на умы людей.

Как запущенность книгоиздания отражается на людях, государстве?

— Без чтения люди отвыкают анализировать, а это сказывается на всем остальном. Через средства массовой информации до людей доходят лишь фрагментарные знания, которые не дают профессионализма, образованности, не формируют личность.

Как следовало бы пропагандировать книжку?

— Механизмов много. Вот передо мной лежит "Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации. Методические рекомендации по практической реализации". Больше 500 страниц. Расписано, как пропагандировать книжку на уровне учителя, воспитателя, библиотекаря, госслужащего. Как первые лица государства должны демонстрировать, что социальный статус человека зависит от начитанности. В Германии есть программа "Почитай книжку президенту". Дети 12 лет соревнуются за право почитать при телекамерах любимую книжку главе государства в его кабинете. Люди видят, что 12-летнему подростку книжка помогла занять главное место среди одногодков, продемонстрировать, что его знания дают ему шанс на успех в жизни, на хорошую работу.

Появилось много книжных магазинов. Они содействуют развитию книгоиздания?

— В Украину зашли сети, которые имеют иностранный капитал и не заинтересованы в популяризации украинской книжки. Более-менее нормально они работают с десятком мощных отечественных издательств. Остальным предлагают дискриминационные договоры — со штрафами, другими санкциями. Издатель, в сущности, кредитует книжную торговлю, потому что дает продукцию под реализацию, а деньги за проданное получает через полгода.

Книжные магазины в регионах мелкие, не могут получить кредиты. Издатель тоже мелкий — не имеет возможности развести книжку по всей стране. Посреднические структуры не работают. У нас нет нормальной издательско-книжной инфраструктуры, как в Польше, России. В позапрошлом году поляки купили книг собственного производства на 1 миллиард 187 миллионов евро. Это при населении 35 миллионов. Украинцы в это время купили книжек на 100 миллионов долларов — почти в 15 раз меньше.

Не дороговаты ли в Украине книги?

— Сравнительно с Европой дешевые. Если принять во внимание покупательную способность украинцев — дорогие. А дешевыми они быть не могут, потому что не созданы возможности, чтобы люди активно покупали книжки. Ведь чем меньше тираж, тем выше себестоимость. В России средний тираж книжки — восемь тысяч, у нас меньше тысячи. Вместе с учебниками — 1900.

В одном из издательств мне говорили, что книжные магазины накручивают цены на издание в два раза.

— Да, и это ненормально. В большинстве стран Европы действует закон о фиксированной ставке накрутки: в Испании посредник имеет 20 процентов, продавец — 30. То есть дополнение к стоимости производства книжки не может превышать 50 процентов. У нас — от 100 до 180.

Сейчас вы читаете новость «Книгу вычеркнули из приоритетов государства». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть