Социологическое исследование перед выборами может быть не только беспристрастным анализом симпатий людей, но и агитацией, предостерегает политтехнолог Сергей Гайдай, 46 лет:
- У нормального социологического исследования одна функция - дать людям возможность понять реальное положение вещей. К сожалению, часто подтасовывают результаты таких опросов, особенно перед выборами. Это скрытая агитация. Так побуждают голосовать за определенного кандидата. Дело в том, что люди привыкли присоединяться к большинству и голосовать за победителей. Если решил поддержать кого-то, но понимает, что победы не будет, происходит так называемый второй выбор: человек голосует за победителя, или - против него.
Не обязательно подтасованные исследования берут с потолка. Иногда просто "правильно" формулируют вопрос в анкете. Например, привязывают к кому-то историю с коррупцией или сомнительной фирмой. Это ставит кандидатов в неравные условия еще до опроса.
Подтасованные исследования - сильный инструмент демотивации противника, его штаба и сторонников. Человек ведет кампанию, тратит деньги, а ему говорят, что он не победит. Кандидат начинает тратить еще и нервы. Так заставляют противников сдаться до боя.
Если с вами воюют таким образом, постарайтесь выявить источник лжи. А после сами создайте несколько таких источников. Тогда люди перестанут доверять всем в море неправды. Но лучше пусть не верят никому, чем принимают как золотую монету фальшивую информацию.
Действенна ли подтасованная социология? Да. Когда-то благодаря контролю над телеканалами и манипулированию рейтингами привели к власти Владимира Путина. Ежемесячно неизвестный политик добавлял сторонников и возглавил Россию. Создали ситуацию, когда против Путина могла проголосовать только "белая ворона". Владимир Владимирович сказал, что врагов надо "мочит в сортире", - и рейтинг вырос. Вроде бы логично.
Недавно я наблюдал манипуляцию с рейтингом Натальи Королевской. После мощной рекламной кампании у нее, по некоторым исследованиям, вырос рейтинг. Вроде бы тоже все логично. Это стало следствием рекламной кампании. Но после ряда новых исследований социологи признали свою ошибку с завышением и извинились. Но извинения были такими тихими, а акцент на рост рейтинга Королевской таким громкий, что все заметили только увеличение количества сторонников.
Впоследствии подтасованный рейтинг политика нередко становится реальным. Ради этого все и делается.
Комментарии