— С 1999-го по 2007 год количество учеников школ сократилось больше всего, — говорит руководитель образовательных проектов Центра исследования общества Инна Совсун, 27 лет.
Ситуацию вокруг закрытия школ нагнетает недоверие к Дмитрию Табачнику. Но есть и объективные обстоятельства, которые не зависят от фамилии министра. У нас низкая рождаемость. Поэтому много недоукомплектованных школ, особенно в селах.
Если в классе четверо-пятеро учеников, у них мало возможностей для общения. А это один из важнейших факторов развития личности. Мои бабушка и дедушка работают учителями в маленькой сельской школе. Там нездоровая среда для интеллектуального развития ребенка. На выпускном в девятом классе из четырех девушек у двух уже были дети, а одна была беременна. Сохраняя маленькие сельские школы сейчас, мы в значительной мере жертвуем детьми, которые там учатся.
Их нужно закрывать, из трех недоукомплектованных делать одну полноценную, обеспечивать детей и учителей транспортом. А финансирование из двух закрытых школ направлять на третью, оставшуюся. Превратить ее в полноценный учебный центр. Закрывать школы механически, без повышения качества образования, нет смысла.
Концентрация финансов позволила бы повысить зарплаты учителям. Молодой педагог приходит на ставку 1000-1100 гривен. Если в селе или небольшом райцентре это еще может быть временным вариантом, то в большом городе это смешные деньги. Сегодня много говорят об успехах финской модели школы (если ребенок не справляется с заданием, учителя советуются между собой и пробуют другие методы. — "ГПУ"). При этом не обращают внимания на финансовую мотивацию педагогов. (2750 долларов минимальная зарплата финского учителя. — "ГПУ".)
Такие изменения не затронут высшее образование. Сокращать количество подготовки учителей из-за закрытия школ не нужно. В 2007 году госзаказ на педагогическое образование был чуть более 7 тысяч мест, в 2012-м — на полтысячи меньше. Это немного. Педагоги составляют 5 процентов от всего государственного заказа.
Комментарии