
Украинцы заняли 74-е место в списке из 124 стран по осознанию уровня благосостояния и ожиданиям на будущее пятилетие. Таковы результаты прошлогоднего исследования приводит американский социологический институт Гэллапа.
- На представление об уровне жизни влияет сходство на что-то, потребительское представление об американской мечте или "садок вишневий коло хати", - комментирует социальный психолог Олег Покальчук, 49 лет. - Разница только в том, что первое реализовалось в конце 1950-х, а украинский миф, который создал Тарас Шевченко, - нет.
Украинцам характерна любовь к нареканиям. Мы говорим: у других все так, а у нас - наоборот. Мы любим ругать себя. Хуже нас есть только наши президенты. И чем больше говорим, что мы несчастные и убогие, то скорее такими и становимся. Хотя жизнь нас не шмагала так жестко, как грузин или югославов войной, а лишь легко била по попе. Но мы подвываем, думаем, что стали жертвами мирового заговора. На самом деле - нет, нас Бог любит.
В значительной степени уровень представления о жизни формируют телевидение, модные журналы. Тогда включается такой фактор, как зависть. Если же разрекламированный стандарт уровня расходов и доходов не соответствует реальным возможностям, в обществе рождаются движения антипотребительства, пассивный протест перерастает в активный. Об этом свидетельствует общественная динамика Европы и Соединенных Штатов середины прошлого века. В этом смысле мы не исключение, просто идем кривыми тропами.
В излишне высоких представлениях о жизни прежде всего заинтересованы производители. Например, в обществе раскрутили явление метросексуальности. Человек тщательно следит за своей внешностью, покупает косметику, одежду, а производители сбывают необходимые партии товара. Срабатывает "хватательный рефлекс". Так как человек - простое существо. Он чересчур делает вид себе о духовности, интеллектуальности. Но повседневноя поведение чаще мотивируется простыми вещами - еда, секс.
Комментарии